2018-2019_26_05_06_65-18-12345-6217_plx_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
180405 – С2.Б.02 – 2018 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

180405 – С2.Б.02 – 2018 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
180405 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2018 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 180405 ЭКСПЛУАТАЦИЯ  СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010г. №2060)», учебного плана по специальности «180405 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № 5 от 28.06.2018 г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
к.т.н., доцент, Ольшанский В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОК-17 владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умением использовать ресурсы Интернет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-19 способностью и готовностью организовать и совершенствовать системы учета и документооборота
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-21 способностью осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-24 способностью и готовностью принять участие в разработке проектной, нормативной, эксплуатационной и технологической документации для объектов профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-33 способностью выполнять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Физика
 
- Химия
 
- Общая электротехника и электроника
 
- География водных путей
 
- Защита информации
 
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
 
- Математические основы судовождения
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ
 
- Подготовка по использованию радиолокационной станции (РЛС)
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (САРП)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Лабораторные занятия
72
36
36
Самостоятельная работа
45
18
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Технические средства реализации информационных процессов
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Информатика и её место в современной целенаправленной человеческой деятельности.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Форматирование текста».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Персональный компьютер как техническое средство реализации информационных процессов.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Устройства памяти компьютера.
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Устройства памяти компьютера.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Таблицы, колонки, списки».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Внутренние устройства ЭВМ.

Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Формулы, таблицы, нижние индексы».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Периферийные устройства ЭВМ.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Рисование, формулы, гиперссылки».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Основы представления и обработки данных в ЭВМ.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Рисование, сноски».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Основы алгоритмизации.
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Расположение текста с помощью невидимых таблиц».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Представление информации в ЭВМ
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Нумерация страниц, оглавление».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор «Создание титульного листа».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Текстовый процессор
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Зачет:
0
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
2 семестр
 
Раздел 2. Программные средства реализации информационных процессов
 
Программные средства реализации информационных процессов
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Программные средства реализации информационных процессов
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Начало работы с табличной информацией».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Интегрированные системы
Самостоятельная работа:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Работа с диаграммами».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Компьютерная графика
Самостоятельная работа:
3
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Работа со списками».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Основы построения сети Интернет. Сервисы Интернет
Самостоятельная работа:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Работа с формулами и функциями».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Компьютерные сети
Самостоятельная работа:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Трехмерные ссылки».  
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Базы данных. Информационные системы
Самостоятельная работа:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Создание сводной таблицы».  
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Защита информации.
Самостоятельная работа:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Шаблоны».  
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Лекционные занятия:
2
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Концептуальная модель информационной безопасности
Самостоятельная работа:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Таблицы подстановок». 
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Табличный процессор «Базы данных в Excel».
Лабораторные занятия:
4
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
Экзамен:
27
ОК-17,ПК-19,ПК-21,ПК-24,ПК-33
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.Т. Метелица, Е.В. Орлова. Информатика. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 114 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9554.html 
 
2. Метелица, Е.В. Орлова. Информатика. Часть 2 [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 99 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9556.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.В. Гураков, А.А. Лазичев. Информатика. Введение в Microsoft Office  [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. - 120 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13934.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Метелица Н.Т. Информатика. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Т. Метелица, Е.В. Орлова. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар: Южный институт менеджмента, 2009. — 114 c. — 5-93926-041-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9554.html
http://www.iprbookshop.ru/9554.html
 
2
Метелица Н.Т. Информатика. Часть 2 [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Т. Метелица, Е.В. Орлова. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар: Южный институт менеджмента, 2009. — 99 c. — 5-93926-041-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9556.html
http://www.iprbookshop.ru/9556.html
 
3
Гураков А.В. Информатика. Введение в Microsoft Office [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Гураков, А.А. Лазичев. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. — 120 c. — 978-5-4332-0033-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13934.html
http://www.iprbookshop.ru/13934.html
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.