2018-2019_26_05_05_65-16-12345-6217_plx_Защита информации_Судовождение на морских путях
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Защита информации»
180403 – С2.В.ДВ.01.02 – 2016 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Защита информации»

Индекс:

(Файл)

180403 – С2.В.ДВ.01.02 – 2016 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Защита информации»

Специальность
180403 СУДОВОЖДЕНИЕ
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-судоводитель
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2016 г.
Рабочая программа дисциплины «Защита информации» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 180403 СУДОВОЖДЕНИЕ (приказ Минобрнауки России от 24.12.2010г. №2056)», учебного плана по специальности «180403 СУДОВОЖДЕНИЕ», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № 10 от 29.06.2017 г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
к.т.н., доцент, Ольшанский В.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Защита информации»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОК-3 способностью эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях жесткой иерархической системы управления, соблюдая служебную дисциплину и выполняя уставные требования, умением хранить конфиденциальную информацию
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОК-4 способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей, владением нормами профессиональной и корпоративной этики, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением приемами саморегуляции поведения и методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в различных условиях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-1 способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-3 способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; осознанием опасности и угроз, возникающих в процессе обработки информации, знанием и соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-4 знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ; способностью работать с информацией в глобальных информационных сетях 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Защита информации» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и организация командной работы
 
- Автоматизация судовождения
 
- Электронная навигация (e-Navigation)
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Лабораторные занятия
18
18
Самостоятельная работа
81
81
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Защита информации и её место в современной целенаправленной человеческой деятельности
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Изменение свойств файла
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Концептуальная модель информационной безопасности
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Система информационной безопасности 
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Настройка параметров безопасности Web-браузера IE 8, 9, 10
Лабораторные занятия:
4
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Блокировка уязвимостей на ПК Windows
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Наиболее распространённые угрозы безопасности
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Основные угрозы информационной безопасности и принципы защиты ПЭВМ и сетей от угроз информационной безопасности
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Резервное копирование в Windows
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Основные угрозы информационной безопасности и принципы защиты ПЭВМ и сетей от угроз информационной безопасности
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Антивирусная программа Avast Free Antivirus  
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Современная криптография
Самостоятельная работа:
8
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Особенности применения Avast Free Antivirus  
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Уязвимые места системы защиты информации ПК при работе во «Всемирной паутине» и методы защиты
Самостоятельная работа:
9
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Модули антивируса Avast
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Основные вопросы безопасности в сети Интернет
Самостоятельная работа:
12
ОК-3,ОК-4,ПК-1
 
Защита компьютера при длительных отлучках
Лабораторные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Брандмауэры и системы выявления вторжений
Лекционные занятия:
2
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Брандмауэры и системы выявления вторжений
Самостоятельная работа:
12
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
Экзамен:
27
ОК-3,ПК-3,ПК-4,ОК-4,ПК-1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Защита информации» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.Т. Метелица, Е.В. Орлова. Информатика. Часть 1 [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 114 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9554.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Метелица, Е.В. Орлова. Информатика. Часть 2 [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. - 99 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9556.html 
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.