2019-2020_26_02_03_521-19-12345-6217_osf_Астрономия
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Астрономия»
26.02.03 – ОУД.11 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Астрономия»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОУД.11 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Астрономия»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Астрономия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Астрономия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Астрономия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 68 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
46
46
В том числе: 
Лекционные занятия
38
38
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
20
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
68
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. История развития астрономии
 
Тема 1.1 Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как  «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.2 Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский  календари, проекты новых календарей)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.2 «Особые точки небесной сферы. Звездные карты». Сообщение, презентация
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.3 Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.3 «Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика». Конспект, презентация, глоссарий 
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.4 Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики,  современные методы изучения ближнего космоса)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.4 «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени (вечерние осенние и весенние наблюдения)». Наблюдение, подготовка отчета
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.5 Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.5 Звездное небо. Небесные координаты
Практическое занятие:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.5 «Движение Луны и смена ее фаз (вечерние осенние наблюдения)». Наблюдение, подготовка отчета
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 2. Устройство Солнечной системы
 
Тема 2.1 Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна —спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия  на Луне, поверхность Луны, лунные породы)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.1 Презентация на тему: «Становление гелиоцентрической системы мира» 
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Решение задач на определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Презентация на тему: «Земля и Луна — двойная планета» 
Самостоятельная работа:
3
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.3 Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика,  особенности строения, спутники, кольца)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.3 «Исследования Луны космическими аппаратами» презентация. «Наблюдения  в телескоп рельефа Луны». Наблюдение, подготовка отчета
Самостоятельная работа:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение». Презентация, глоссарий, кроссворд
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.5 Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа  комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.5 «Методы астрономических исследований; спектральный анализ, физические методы теоретического исследования». Доклад, презентация, глоссарий, кроссворд. «Исследование движения звезд по электронным и печатным материалам» Доклад
Самостоятельная работа:
4
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.6 Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.6 Решение задач по теме: «Системы координат и измерения времени в астрономии»
Практическое занятие:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.6 «Классификация звезд. Видимые и абсолютные звездные величины». Презентация, конспект, глоссарий, кластер, таблица, кроссворд
Самостоятельная работа:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной
 
Тема 3.1 Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и  определение лучевых скоростей звезд)
Лекция (урок):
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.2 Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов).
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.3 Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд)
Лекция (урок):
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.4 Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические  переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.4 «Строение и происхождение галактик. Происхождение солнечной системы» презентация глоссарий
Самостоятельная работа:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности,  межзвездный газ, космические лучи и  магнитные  поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре  Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 «Наша Галактика – Млечный путь. Ее размеры и структура». Сообщение, презентация
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.6 Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной»,  космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.7 Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.8 Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы,  основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы,  современные представления о происхождении планет)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.9 Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций)
Лекция (урок):
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.9 Решение задач по теме: «Атлас звездного неба»
Практическое занятие:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.9 Определение среднего солнечного времени и высоты Солнца в кульминациях
Практическое занятие:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Консультации:
2
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Астрономия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.