2019-2020_26_02_03_521-19-12345-6217_osf_Основы философии
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
26.02.03 – ОГСЭ.01. – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОГСЭ.01. – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы философии» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы философии»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.8 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Основы философии» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
48
48
Самостоятельная работа
19
19
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Др
Общая трудоемкость дисциплины
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека
 
Тема 1.1 Природа, сущность и предмет философии.
Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 1.2 Отличие философии от науки, религии, мифологии. Разделы философии.
Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 1.3 Формы и функции философии в современной жизни общества, сообщества, человека.
Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 1.3 Эссе. Цель – освоение навыков рефлексии, письменного изложения своих мыслей.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.4 Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста.
Лекция (урок):
1
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 1.4 Подготовить аргументы для одной из точек зрения. Цель - навыки аргументации.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 2. Зарождение философии. Философия Востока
 
Тема 2.1 Философия Древней Индии. Ведический период. Йога.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 2.1 Подготовить доклад на тему: "Философия  Древней  Индии. Ведический период. Йога". Цель – изучение особенностей древнейшей культуры и философия Востока, возможностей личного развития, навыки коммуникации.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.2 Буддизм как система самосовершенствования человека (Индия).
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 2.2 Подготовка доклада на тему: "Буддизм как система самосовершенствования человека (Индия)". Цель – изучение особенностей древнейшей культуры и философия Востока, возможностей личного развития, навыки коммуникации.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.3 Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 2.3 Подготовка доклада на тему: "Философия  Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм". Цель – изучение особенностей древнейшей культуры и философия Востока, возможностей личного развития, навыки коммуникации.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 3. Античная философия
 
Тема 3.1 Общие закономерности развития философии Востока и Запада. Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники,  киники.
Лекция (урок):
2
ОК 4,ОК 8,ОК 10
 
Тема 3.1 Читать диалог Платона «Федр». Цель – познакомиться со стилем письма и идеями Платона
Самостоятельная работа:
1
ОК 4,ОК 8,ОК 10
 
Раздел 4. Философия Средних веков
 
Тема 4.1 Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип  средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии,  периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского.  Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.
Лекция (урок):
2
ОК 8,ОК 10
 
Тема 4.1 Эссе «Вера и религия». Цель – рефлексия на указанню тему. Подготовка сообщений на темы: 1.Основные проблемы средневековой философии. 2.Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. Цель – познакомиться с философией Средних Веков.
Самостоятельная работа:
1
ОК 8,ОК 10
 
Раздел 5. Философия эпохи Возрождения
 
Тема 5.1 Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Мистический пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно. Роль Реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э. Роттердамского, М. Лютера. Концепция гуманистического  индивидуализма М. Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных  политических  режимов Н. Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.
Лекция (урок):
2
ОК 8,ОК 10
 
Тема 5.1 Подготовка докладов на одну из тем: 1. Дж. Бруно; 2. Реформация; 3. Э. Роттердамский; 4. М. Лютер; 5. М. Монтень; 6. Н. Макиавелли. Цель –познакомиться с философией эпохи Возрождения
Самостоятельная работа:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 6. Философия эпохи Нового времени и Просвещения
 
Тема 6.1 Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель  Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико-материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «идолах». Рационалистическая  метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально-политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо).
Лекция (урок):
2
ОК 8,ОК 10
 
Раздел 7. Немецкая классичская философия
 
Тема 7.1 Общая характеристика и основные представители немецкой классической  философии.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 7.1 Эссе «Границы разума по Канту». Цель - рефлексия на тему идей Канта.
Самостоятельная работа:
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 7.2 Критическая философия И. Канта. Учение о «вещи-в-себе» и познании. Категорический императив.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 7.3 Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 7.4 Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Раздел 8. Постклассическая философия 19 в.
 
Тема 8.1 Философия К. Маркса. Теория отчуждения. Материалистическое понимание  истории. Понятия капитализма и коммунизма.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 8.1 Подготовить доклад на тему: "Философия К. Маркса. Теория отчуждения. Материалистическое понимание истории. Понятия капитализма и коммунизма"
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.2 Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер).
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 8.2 Подготовить доклад на тему: "Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)"
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.3 Прагматизм Ч. Пирса и особенности философии в США.
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 8.3 Подготовить доклад на тему: "Прагматизм Ч. Пирса и особенности философии в США"
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.4 Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра. «Мир как Воля и представление».
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 8.4 Подготовить доклад на тему: "Иррационалистическая философия А.  Шопенгауэра. «Мир как Воля и представление»."
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.5 Основные идеи С. Кьеркегора. Философия жизни Ф. Ницше. Учение о «воле к власти» и идеал «Сверхчеловека».
Лекция (урок):
1
ОК 8,ОК 10
 
Тема 8.5 Подготовить доклад на тему: "Основные идеи С. Кьеркегора. Философия  жизни Ф. Ницше. Учение о «воле к власти» и идеал «Сверхчеловека»." Подготовить аргументы к викторине «Наука: за и против».
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 9. Русская философия
 
Тема 9.1 Этапы  развития  русской  философии, её школы и течения. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.А. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьёва. Русский космизм.
Лекция (урок):
2
ОК 8,ОК 10
 
Раздел 10. Западная философия XXв., её основные направле-ния
 
Тема 10.1 Западная философия XXв., её основные направления: экзистенциализм, позитивизм, и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З. Фрейда, «архетипов»  К. Юнга. Социально - исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдегерра. Философия К. Ясперса: свобода, «пограничная ситуация».
Лекция (урок):
2
ОК 8,ОК 10
 
Тема 10.1 Эссе «Основные идеи...» (любой философ 20 в. по выбору)
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 11. Учение о бытии
 
Тема 11.1 Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно – философской и религиозной картин мира. Общие  философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и многообразие её определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие  бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектно - материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни.  Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.
Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Раздел 12. Происхождение и сущность сознания
 
Тема 12.1 Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания.
Лекция (урок):
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 13. Теория познания
 
Тема 13.1 Сущность процесса познания. Познание как философская проблема  Философское учение о познании. Многообразие форм духовно – практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное.  Агностицизм и скептицизм.  Чувственное, рациональное и  интуитивное познание. Истина – центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины.  Относительная и абсолютная истины, диалектика их взаимодействия. Конкретность  истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 14. Природа как предмет философского осмысления
 
Тема 14.1 Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, её конечность и бесконечность в условиях Земли, её уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество.  Человеческая деятельность как специфический способ существования социального.
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 15. Общество как система
 
Тема 15.1 Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической  сферы. Способ производствакак материальная основа общества. Современная научно – техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов.
Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 15.2 Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической  организации общества. Субъекты политических отношений: государство, партии. Духовная сфера общества. Сферы духовного производства: наука, искусство,  философия, образование, воспитание.
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 16. Проблемы человека, сущность, содержание
 
Тема 16.1 Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально - историческим опытом. Смысл жизни. Система ценностей.
Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 16.1 Эссе «Смысл жизни. Система ценностей.»
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 17. Исторический процесс. Проблема типологии истории
 
Тема 17.1 Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и  материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных противоречий, способы их разрешения.  Социальные  противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н. Данилевского о культурно – исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии. Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности российской культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации.
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 17.1 Подготовка докладов на одну из тем: 1. Социальные противоречия как источник развития общества; 2. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс); 3.Особенности российской культуры; 4.Современные технократические концепции общества; 5. Проблема образования единой мировой цивилизации.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
 
Тема 18.1 Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле. Завершение эпохи потребительского отношения к природе.
Лекция (урок):
2
К 3.8,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1
 
Тема 18.1 Подготовка к конференции «Глобальные проблемы современности». Подготовка сообщений на одну из тем: 1. Глобальныетехногенныех процессы; 2. Проблема Север-Юг; 3. Проблема бедности; 4.Продовольственная проблема; 5.Энергетическая проблема; 6.Проблема экологии и устойчивого развития; 7.Демографическая проблема; 8Проблема развития человеческого потенциала; 9.Лроблема освоения Мирового океана.
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Консультации:
5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы философии» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.