2019-2020_26_02_06_51-19-1234-6217_osf_Экологические основы природопользования
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.06 – ЕН.03. – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ЕН.03. – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.2 Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3 Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4 Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5 Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Планировать и организовывать работу коллектива исполнителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.2 Руководить работой коллектива исполнителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1 Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.3 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.4 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.5 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.6 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.7 Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 37 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Самостоятельная работа
10
10
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Др
Общая трудоемкость дисциплины
37
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
 
Тема 1.1 Введение. Цели и задачи дисциплины
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.1 Введение. Цели и задачи дисциплины. Подготовка доклада
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.2 Взаимодействие человека и природы
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.2 Взаимодействие человека и природы. Подготовка доклада
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.3 Глобальные проблемы экологии
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.3 Глобальные проблемы экологии. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.4 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.4 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.5 Организация мониторинга окружающей среды
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.5 Организация мониторинга окружающей среды. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.6 Природные ресурсы и их классификация
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.6 Природные ресурсы и их классификация. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.7 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.7 Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.8 Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.8 Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие загрязнителей  биосферы. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.9 Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция»
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.1,ПК 3.1
 
Тема 1.9 Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция». Подготовка доклада
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.10 Способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 3.4,ПК 3.5
 
Тема 1.10 Способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 3.2
 
Тема 1.11 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными  жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.11 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором. Подготовка доклада
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.12 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения  загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5
 
Тема 1.12 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта. Подготовка доклада
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 3.2
 
Тема 1.13 Международные договоренности по проблемам охраны природы,  региональная международная конвенция по охране морской среды
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3,ПК 3.4,ПК 3.5,ПК 3.6,ПК 3.7
 
Консультации:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности
 
Тема 2.1 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3,ПК 3.4,ПК 3.5,ПК 3.6,ПК 3.7
 
Тема 2.1 Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды. Подготовка доклада 
Самостоятельная работа:
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 3.2
 
Тема 2.2 Обобщение знаний. Контрольная работа
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.1,ПК 2.2,ПК 3.1,ПК 3.2,ПК 3.3,ПК 3.4,ПК 3.5,ПК 3.6,ПК 3.7
 
Консультации:
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.