ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
26.02.06 – Раздел 4.02 – 2019 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
26.02.06 – Раздел 4.02 – 2019 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К5.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К5.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.5 Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.5 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 22 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Организационные основы охраны труда
Тема 1.1 Термины и определения в области охраны труда. Организация работы по охране труда на судах и базах технического обслуживания флот
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 1.1 Обучение и проверка знаний требований охраны труда. Организация обучения плавсостава судов по охране труда. Виды инструктажей по охране труда
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Тема 2.1 Основные причины травматизма. Классификация травм. Мероприятия по предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 2.1 Подготовка домашнего задания по темам
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 3. Опасные и вредные производственные факторы. Производственная среда на судне
Тема 3.1 Опасные и вредные производственные факторы: физические, химические и биологические факторы трудового процесса
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 3.1 Среда обитания человека на судне
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 4. Законодательство РФ и международные требования в области охраны труда
Тема 4.1 Основные положения законодательства РФ в области охраны труда. Международные конвенции и рекомендации МОТ о труде в морском судоходстве
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 5. Безопасность труда на судах
Тема 5.1 Требования охраны труда при работе в замкнутых, труднодоступных помещениях на судне; работах на высоте и забортных работах
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 5.3 Требования охраны труда при обслуживании судовых вспомогательных механизмов и оборудования
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 5.2 Общие требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельном отделении
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 5.2 Требования охраны труда при обслуживании паровых котлов, судовых дизельных установок
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 5.3 Требования охраны труда при обслуживании паровых котлов, судовых дизельных установок
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 5.3 Требования охраны труда при общесудовых работах, при производстве якорных, швартовых и буксировочных работ
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 6. Действие электрического тока на человека
Тема 6.1 Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на степень поражения электрическим током. Классификация электротравм
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 6.1 Классификация помещений по опасности поражения электрическим током. Защита от атмосферного и статического электричества
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 7. Меры безопасности при обслуживании судового электрооборудования
Тема 7.1 Технические средства обеспечения электробезопасности. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 7.2 Основные правила электробезопасности при обслуживании и ремонте судового электрооборудования, работе с ручным электроинструментом, требования к переносным электросветильникам
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 8. Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта
Тема 8.1 Организация пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте. Факторы пожара, причины пожаров на судах. Пожарное оборудование и системы
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 8.1 Классификация материалов и веществ по пожарной опасности
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Тема 8.1 Классы пожаров. Огнетушащие средства. Способы тушения пожаров
К5.1,К5.4,ОК 2,ОК 4,ОК 8,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
Раздел 9. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне
Тема 9.1 Общие положения по оказанию помощи. Первичные реанимационные меры: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим: при ранениях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях, при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
К5.1,К5.4,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.5,ПК 3.2,ПК 3.5
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.