2019-2020_26_02_05_51-19-1234-6217_osf_Литература
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
26.02.05 – ОУД.01.02 – 2019 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОУД.01.02 – 2019 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2019 г.
Рабочая программа дисциплины «Литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 189 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
133
64
69
В том числе: 
Лекционные занятия
133
64
69
Самостоятельная работа
48
18
30
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Др
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
189
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Русская литература XIX века
 
Введение
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.1 Развитие русской литературы и культуры в первой половине ХIХ в.
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.1 Историко-культурный процесс рубежа XVIII-XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.2 Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.2 А.С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного): детство и юность; Петербург и вольнолюбивая лирика; Южная ссылка и романтический период творчества; Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества; становление реализма в творчестве Пушкина; роль Пушкина в становлении русского литературного языка; Болдинская осень в творчестве Пушкина; Пушкин-мыслитель. Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.2 «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина: мечты о «вольности святой»; душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства; поиски смысла бытия; внутренней свободы; отношения человека с Богом; осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка; идея преемственности поколений; осмысление исторических процессов с гуманистических позиций; нравственное решение проблем человека и его времени
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.3 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.3 Лермонтов. М.Ю. Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.3 Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.4 Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 1.4 Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного)
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 1.4 «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
2 семестр
 
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во II половине XIX
 
Тема 2.1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.1 Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки». Деятельность А.И. Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Александр Николаевич Островский (1823-1886)
Лекция (урок):
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.2 А.Н Островский. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н. Островского
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Драма «Гроза». Творческая история драмы «Гроза». Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагическойразвязки в судьбе героев драмы. Символика грозы
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме». Катерина в оценке Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.2 Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Малый театр и драматургия А.Н. Островского
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.3 Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.3 И.А. Гончаров. Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова Роль В.Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.3 «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Проблема русского национального характера в романе. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.3 Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская-Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике. (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Лекция (урок):
8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.4 Тургенев И.С. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И.С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романеобщественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.4 Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети». (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович)
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.5 Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.5 Н.Г. Чернышевский. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.5 Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы "новых людей". Теория "разумного эгоизма". Образ "особенного человека" Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.6 Николай Семенович Лесков (1831-1895)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.6 Н.С. Лесков. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н.С. Лескова. Творчество Н.С. Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.6 Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.7 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.7 М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.7 Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.8 Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Лекция (урок):
8
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.8 Ф.М. Достоевский. Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного)
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.8 Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.8 Петербург Достоевского. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.8 Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лекция (урок):
16
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.9 Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Осо-бен¬ности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир»
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Светское общество в изображении Толстого. Отчуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи, в романе
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Правдивое изображение войны и русских солдат—художественное открытие Л.Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н. Толстого
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.9 Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.10 Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Лекция (урок):
7
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 2.10 А.П. Чехов. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов-репортер
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.10 Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова 
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.10 Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.10 Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 2.10 Драматургия А.П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух)
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Консультации:
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века
 
Тема 3.1 Поэзия второй половины X1Xвека
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 3.1 Поэзия второй половины X1X века. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.2 Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 3.2 Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.3 Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 3.3 А.А. Фет. Жизненный и творческий путь А.А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.4 Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 3.4 А.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
Лекция (урок):
7
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 3.5 Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник»
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 3.5 Многообразие крестьянских типов; проблема счастья; сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 4. Литература XX века
 
Тема 4.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.1 Особенности разития литературы и других видов искусства в начале XX века
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.2 Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.2 Бунин И.А. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И.А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А. Бунина. Особенности поэтики И.А. Бунина
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.2 Проза И.А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, ее новизна в сравнении с классической традицией
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.3 Александр Иванович Куприн (1870-1938)
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.3 Куприн А.И. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А.И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.3 Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.4 Серебряный век русской поэзии
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.4 Серебряный век русской поэзии. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца ХIХ-начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.4 Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.5 Максим Горький (1868-1936)
Лекция (урок):
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.5 М. Горький. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного)
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.5 М. Горький - как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.5 «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.5 Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.6 Александр Александрович Блок (1880-1921)
Лекция (урок):
3
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 4.6 А.А. Блок. Сведения из биографии. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного)
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.6 Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 4.6 Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов  
 
Тема 5.1 Противоречивость развития культуры в 20-годы. Литературный процесс 20-х годов
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 5.1 Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.). Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.2 Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Лекция (урок):
3
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 5.2 В.В. Маяковский. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.2 Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных»
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.2 Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.3 Сергей Александрович Есенин (1895-1925)
Лекция (урок):
3
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 5.3 С.А. Есенин. Сведения из биографии
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.3 Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.3 Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 5.4 Александр Александрович Фадеев(1901-1956)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 5.4 Фадеев А.А. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная роантика. Полемика вокруг романа
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930-х-начала 1940-х годов
 
Тема 6.1 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.1 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.2 Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.2 М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Сведения из биографии М.И. Цветаевой. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой; фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой; своеобразие поэтического стиля
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.3 Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.3 О.Е Мандельштам. Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама; противостояние поэта «веку-волкодаву»; поиски духовных опор в искусстве и природе; теория поэтического слова О. Мандельштама
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.4 Исаак Эммануилович Бабель(1894-1940)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.4 И.Э. Бабель. Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов "Конармия". Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.5 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Лекция (урок):
6
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.5 Михаил Афанасьевич Булгаков. Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала)
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.5 «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость. Система образов
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.5 Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.5 Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.6 Алексей Николаевич Толстой (1883-1945)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.6 Толстой А.Н. Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» - художественная история России 18 века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.6 Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.7 Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)
Лекция (урок):
9
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 6.7 Шолохов М.А. Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного)
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.7 Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.7 Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 6.7 Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 7. Особенности развития литературы периода великой отечественной войны и первых послевоенных лет
 
Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 7.2 Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 7.2 А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 7.3 Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 7.3 Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
 
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.1 Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-80-х гг.
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.2 Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.3 Драматургия 1950-1980-х годов
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.4 Творчество поэтов в 1950-1980-е годы
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.4 Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х гг. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения, направления в поэзии 1950-1980-х гг. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.5 Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.5 А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.5 Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар»
Самостоятельная работа:
0,25
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.6 Александр Исаевич Солженицын (1918-2008)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.6 А.И. Солженицын. Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.6 Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. Солженицына
Самостоятельная работа:
0,5
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 8.7 Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 8.7 Вампилов А.В. Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Проза А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия - главный пафос драматургии А. Вампилова
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны миграции)
 
Тема 9.1 Волны эмиграции
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 9.1 Волны эмиграции. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х гг. Творчество И. Шмелёва, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов
 
Тема 10.1 Общественно-культурная ситуация в России конца XX-начала XXI века. Основные направления развития современной литературы
Лекция (урок):
1
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Тема 10.1 Общественно-культурная ситуация в России конца XX-начала XXI. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х гг. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Тема 10.2 Проза А. Солженицына, В. Распутина Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского, Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. Развитие рок-поэзии. Драматургия «постперестроечного» времени
Самостоятельная работа:
1
ОК 2,ОК 4,ОК 8
 
Консультации:
4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
Дифференцированный зачет
Лекция (урок):
2
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.