ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по оказанию первой помощи»
26.02.05 – Раздел 2.04 – 2019 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по оказанию первой помощи»
26.02.05 – Раздел 2.04 – 2019 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по оказанию первой помощи»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Подготовка по оказанию первой помощи» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании АДО ИПК, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка по оказанию первой помощи»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.5 Применение средств первой медицинской помощи на судах
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.5 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Подготовка по оказанию первой помощи» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Общие положения и введение в курс
Тема 1.1 Цели освоения программы, компетенции, на формирование которых направлена подготовка, знания, понимания, навыки, которые должны получить курсанты, организация подготовки, формы контроля компетентности
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 2.1 Приобретение и хранение лекарств. Контролируемые лекарства (список А и Б). Применение анальгетиков (обезболивающих веществ). Заявка на приобретение контролируемых лекарств. Лекарственная терапия. Побочные эффекты и взаимодействие лекарств. Лечение антибиотиками по стандартной схеме. Замечания, касающиеся использования пенициллина. Методы введения лекарственных веществ. Лекарства, которые рекомендуется иметь в судовой аптеке. Лекарства: применение, дозировка, меры предостережения и осложнения. Дополнительные лекарства для судов, перевозящих опасные грузы. Необходимое количество лекарственных средств на судах
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 3. Анатомия и физиология человека
Тема 3.1 Строение человеческого организма, костно-мышечная система. Функции организма. Организм и внешняя среда. Кровь и кровоснабжение. Дыхание, особенности дыхания и снабжения организма кислородом при разных условиях. Пищеварение, назначение пищеварения. Выделительная система, функции почек, кожи в системе выделения. Кожа, строение, функции, потоотделение при различных условиях. Основные понятия о железах внутренней секреции. Нервная система, ее функции и свойства
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 3.1 Практическое занятие №1. Знакомство со строением основных систем человека: опорно-двигательного аппарата, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, нервной, строение кожи и ее функциями
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 3.1 Анатомия и физиология человека
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 4. Токсические опасности на судах. Первая медицинская помощь при несчастных случаях, связанных с перевозкой опасных грузов
Тема 4.1 Диагностика отравлений. Отравления, вызываемые вдыханием ядовитых веществ. Отравления, вызванные употреблением внутрь ядовитых веществ. Воздействия на кожу, первая помощь. Воздействия на глаза, первая помощь. Особые случаи, попытка самоубийства. Отдельные токсические вещества, лекарственные средства, дезинфицирующие средства, растворители, нефть, нефтепродукты, топлива, цианид, углекислый газ, оксид углерода, газы, применяемые в качестве хладагентов, ядовитые газы, выделяющиеся из охлажденных грузов, другие газы. Предупреждение отравлений
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 4.1 Практическое занятие №2. Знакомство с основными токсическими опасностями на судах и диагностикой отравлений
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 4.1 Токсические опасности на судах. Первая медицинская помощь при несчастных случаях, связанных с перевозкой опасных грузов
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 5. Осмотр пострадавшего и пациента
Тема 5.1 Диагностика отравлений. Отравления, вызываемые вдыханием ядовитых веществ. Отравления, вызванные употреблением внутрь ядовитых веществ. Воздействия на кожу, первая помощь. Воздействия на глаза, первая помощь. Особые случаи, попытка самоубийства. Отдельные токсические вещества, лекарственные средства, дезинфицирующие средства, растворители, нефть, нефтепродукты, топлива, цианид, углекислый газ, оксид углерода, газы, применяемые в качестве хладагентов, ядовитые газы, выделяющиеся из охлажденных грузов, другие газы. Предупреждение отравлений
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 5.1 Практическое занятие №3. Основные приемы осмотра пострадавших. Действия при обнаружении пострадавшего. Методы обследования больного. Симптомы и синдромы заболеваний. Сбор анамнеза. Общие сведения: жалобы больного, анамнез заболевания. Объективное обследование. Осмотр больного: состояние, положение, телосложение, осмотр лица. Шеи, кожи. Пальпация. Аускультация
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 6. Травмы позвоночника
Тема 6.1 Травмы спинного мозга: открытая, закрытая, осложненная, неосложненная. Травмы шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов позвоночника. Клинака, сотрясение спинного мозга. Ушиб спинного мозга. Сдавление спинного мозга. Иммобилизация позвоночника. Стандарты транспортировки пострадавшего (на широкой доске,на носилках Нейла-Робертсона с шинированием шейного отдела позвоночника воротником Шанца или подручными средствами). Подъем на вертолет
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 6.1 Практическое занятие №4. Знакомство со строением позвоночника, признаками переломов. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах костей позвоночника. Иммобилизация, транспортировка с травмой спинного мозга
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 7. Ожоги и ошпаривание, первая помощь илечение
Тема 7.1 Ожоги. Классификация по степени и видам. Площадь ожога: правило девяток, правило ладони. Потеря жидкости. Возгорание одежды. Термические ожоги. Электрические ожоги и электротравмы. Химические ожоги. Совет с врачом по радио. Оказание первой помощи и лечение
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 7.1 Практическое занятие №5. Знакомство с основными приемами оказания первой помощи при ожогах и ошпаривании. Уметь бинтовать
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 8. Первая помощь при переломах, вывихах и при мышечных травмах
Тема 8.1 Первая помощь при переломах, вывихах. Вывихи. Растяжения. Виды переломов. Переломы верхней и нижней челюсти, ключицы, лопатка. плечевая кость, предплечье, кисть, бедренная кость, колено, голень. Помощь. Иммобилизация. Шинирование. Травмы таза. Типы травм головы. Травмы глаза. Обследование. Транспортировка. Обезболивание. Шок
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 8.2 Травмы брюшной полости с выпадением кишечника, травмы головы. Ранения груди с проникновением в грудную клетку. Первая помощь. Кровообращение. Виды кровотечения и их остановка. Типы ран. Обработка раны. Зашивание ран и закрытие ран с помощью лейкопластыря. Наложение повязок
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 8.2 Практическое занятие №6. Знакомство со строением основных отделов скелетачеловека, признаками переломов и вывихов. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при переломах и вывихах (обработка раны, накладывание лестничной шины Крамера), переноска пострадавших при переломах костей таза, грудной клетки
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 9. Реанимация. Уход за спасенными людьми
Тема 9.1 Определение состояния пострадавшего: дыхание работа сердца, определение рефлексов. Клиническая смерть. Реанимация. ИВЛ. ЗМС. Восстановление непроходимости дыхательных путей. Асфиксия, причины, признаки, экстренная помощь. Удушье, признаки, первая помощь. Утопление, виды, признаки. Помощь. Гипотермия, вызванная пребыванием в холодной воде, первая помощь. Смерть в море. Признаки биологической смерти. Причина смерти. Опознание трупа. Обследование трупа. Фотографирование. Время смерти. Дальнейшее обращение с трупом
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 9.1 Практическое занятие №7. Обучение основным приемам реанимации. Освоить основные приемы введения лекарственных веществ. Уметь производить подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, собирать капельницы, ставить клизмы, закапывать капли в глаза, уши, нос. Оказывать помощь при утоплении, гипотермии, асфиксии
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 10. Медицинские изделия, инструменты, медикаменты и рекомендации по их применению
Тема 10.1 Оборудование, инструменты и материалы, которые рекомендуется иметь в судовой аптеке. Минимальное количество предметов, рекомендованных для судов. Приобретение и хранение. Использование перевязочногоматериала и медицинского инвентаря. Стерилизация. Предостережения. Инсектициды. Предостережения. Родентициды (яды для уничтожения грызунов), предостережения. Применение лекарственных препаратов (дозировка, поддержание постоянной концентрации в крови, соблюдение схемы лечения, особенно антибиотиками и побочные эффекты). Основы асептики (экзогенная асептика – не стерильный перевязочный материал и эндогенная асептика – попадание инфекции в рану из больного организма). Последовательность обработки инструмента, мытья рук, одевание перчаток. Профилактика и методы уничтожения переносчиков заболеваний
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 10.1 Практическое занятие №8. Знакомство с основными медицинскими инструментами и средствами ухода. Понятие о профилактике (асептике, антисептике), методах уничтожения переносчиков заболеваний. Умение производить стерилизацию
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Раздел 11. Медицинские консультации по радио
Тема 11.1 Показания для проведения радиоконсультаций: критические состояния (остановка сердца, остановка дыхания, инфекционные болезни, не купирующийся болевой синдром и т.д.). Подготовка к проведению радиоконсультации, формирование реестра необходимых данных о больном, пострадавшем в случае болезни и в случае травмы. Структура международного медицинского центра бесплатной радиомедицинской службы. Возможность получения консультации врача, находящегося на борту другого судна. Форма медицинской отчетности для моряков
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
Тема 11.1 Практическое занятие №9. Формирование навыков по организации проведения медицинской консультации по радио, эвакуации пациентов с судна, сигнальных международных кодов, форм медицинской отчетности, карантинных радиосообшений
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 2.5
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка по оказанию первой помощи» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.