ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"»
26.02.05 – МДК.04.01. – 2019 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"»
26.02.05 – МДК.04.01. – 2019 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 4.1 Выполнение обычных обязанностей по вахте в машинном отделении, которые поручаются лицам рядового состава
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 4.2 Понимание команд и умение быть понятным по вопросам, относящимся к обязанностям по несению вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 4.3 Для несения вахты в котельном отделении: Поддержание надлежащего уровня воды и давления пара
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 4.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном языке.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.1 Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3 Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.4 Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.5 Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.2 Применять средства по борьбе за живучесть судна.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.5 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 84 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
Тема 1.1 Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года* (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74)
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 1.2 Государственный флаг. Флаги, геральдика Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 1.3 Основы трудового законодательства. Устав о дисциплине работников морского транспорта
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 1.4 Вахтенная служба машинного отделения. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 1.5 Организация обеспечения живучести судна. Судовые расписания. Аварийные партии. Расписание по тревогам
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.1 Производственный травматизм на морских судах
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.2 Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат производственной среды на судне
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.3 Правила безопасности труда на морских судах
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.4 Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.5 Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 2.6 Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Раздел 3. Выполнение судовых работ
Тема 3.1 Техническое обслуживание дизелей при использовании по назначению: ежедневное техническое обслуживание, очередное плановое техническое обслуживание
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 3.2 Техническое обслуживание при выводе дизеля из эксплуатации: указания по разборке и сборке дизеля, оценка технического состояния узлов и деталей дизелей
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 3.3 Техническое обслуживание фильтров и теплообменных аппаратов
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Раздел 4. Несение вахты в машинном (котельном) отделении
Тема 4.1 Принципиальные схемы систем судовых ДВС: топливная, смазки, охлаждение, газораспределения, управления работой дизеля
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.1 Основные неподвижные детали СДВС
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.2 Действия моториста при приеме - сдачи вахты в машинном отделении
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.2 Основные подвижные детали СДВС
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.3 Подготовкасудовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после: кратковременной и продолжительной стоянок судна, ремонтных работ. Последовательность выполнения операций при пуске дизеля
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.3 Энергетические показатели работы дизелей
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.4 Обслуживание дизеля во время работы. Прогрев и достижения оптимальных параметров судовых ДВС
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.4 Экономические показатели работы дизелей
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.5 Остановка двигателя. Обслуживание двигателя на стоянке. Техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.5 Теплообменные аппараты
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.6 Принципиальные схемы валопровода: с прямой передачей, с реверс редуктором, с реверсивной муфтой, с электрической передачей
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.7 Техническое обслуживание судовых вспомогательных котельных установок
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.7 Системы обработки сточных вод, систем обезвреживания твердых отходов и система очистки нефтесодержащих вод
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.8 Принципиальные схемы общесудовых и специальных систем
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
Тема 4.9 Принципиальные схемы судовых устройств: якорно-швартовного, рулевого, шлюпочного
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.1,ПК 1.3,ПК 1.4,ПК 1.5,ПК 2.2,ПК 2.5,К 4.1,К 4.2,К 4.3,К 4.4
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Профессиональное обучение по программе "МОТОРИСТ (МАШИНИСТ)"» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.