2021-2022_26_03_01_62-21-1234-6217_plx_Информатика_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.03.01 – Б1.О.07 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.О.07 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01  УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДОХОДСТВА (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.1 Знает методики поиска, сбора и обработки информации
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.2 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.3 Знает метод системного анализа
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.4 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.5 Умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.6 Умеет применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.7 Владеет методами поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-1.8 Владеет методикой системного подхода для решения поставленных задач.
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-1.1 Знает методы применения информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-1.2 Умеет применять информационно¬-коммуникационные технологии для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ОПК-1.3 Владеет навыками использования современных информационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
80
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
20
10
10
Лабораторные занятия
60
30
30
Самостоятельная работа
136
68
68
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
216
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Технические средства реализации информационных процессов
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.1 Информатика и её место в современной целенаправленной человеческой деятельности
Самостоятельная работа:
7
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.1 Текстовый процессор «Форматирование текста»
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.2 Персональный компьютер как техническое средство реализации информационных процессов
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.2 Текстовый процессор «Таблицы, колонки, назначение клавиш символам»
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.3 Устройства памяти компьютера
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.3 Текстовый процессор «Таблицы, колонки, списки»
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.4 Внутренние устройства ЭВМ 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.4 Внутренние устройства ЭВМ
Самостоятельная работа:
7
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.4 Текстовый процессор «Формулы, таблицы, нижние индексы»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.5 Периферийные устройства ЭВМ 
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.5 Текстовый процессор «Рисование, формулы, гиперссылки» 
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.6 Основы представления и обработки данных в ЭВМ 
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.6 Текстовый процессор «Рисование, сноски»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.7 Основы алгоритмизации 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.7 Основы алгоритмизации
Самостоятельная работа:
7
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.7 Текстовый процессор «Расположение текста с помощью невидимых таблиц»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.8 Представление информации в ЭВМ  
Лекционные занятия:
3
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.8 Представление информации в ЭВМ
Самостоятельная работа:
7
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.8 Текстовый процессор «Нумерация страниц, оглавление»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.8 Текстовый процессор «Создание титульного листа»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 1.8 Текстовый процессор  
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
2 семестр
 
Раздел 2. Программные средства реализации информационных процессов
 
Тема 2.1 Программные средства реализации информационных процессов 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.1 Программные средства реализации информационных процессов
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.1 Табличный процессор «Начало работы с табличной информацией» 
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.2 Интегрированные системы
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.2 Интегрированные системы 
Самостоятельная работа:
10
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.2 Табличный процессор «Работа с диаграммами»
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.3 Компьютерная графика
Самостоятельная работа:
10
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.3 Табличный процессор «Работа со списками» 
Лабораторные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.4 Основы построения сети Интернет. Сервисы Интернет  
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.4 Основы построения сети Интернет. Сервисы Интернет
Самостоятельная работа:
10
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.4 Табличный процессор «Работа с формулами и функциями» 
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.5 Компьютерные сети
Самостоятельная работа:
10
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.5 Табличный процессор «Трёхмерные ссылки»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.6 Базы данных. Информационные системы
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.6 Базы данных. Информационные системы 
Самостоятельная работа:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.6 Табличный процессор «Создание сводной таблицы»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
1
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.7 Защита информации
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.7 Табличный процессор «Шаблоны»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Лекционные занятия:
2
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.7 Концептуальная модель информационной безопасности 
Самостоятельная работа:
8
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.7 Табличный процессор «Таблицы подстановок»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
Тема 2.7 Табличный процессор «Базы данных в Excel»
Лабораторные занятия:
4
УК-1.1,ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,УК-1.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.