ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы материаловедения и технология слесарных работ»
26.02.03 – ОП.05. – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы материаловедения и технология слесарных работ»
26.02.03 – ОП.05. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы материаловедения и технология слесарных работ»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы материаловедения и технология слесарных работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы материаловедения и технология слесарных работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.1 Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращением с ними во время рейса
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.4 Использование аварийного оборудования и действия в аварийной ситуации
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.6 Содействие при швартовке, постановке на якорь и других швартовных операциях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.1 Содействие безопасной эксплуатации палубного оборудования и механизмов
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 7.4 Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов и дежурных шлюпок
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 8.1 Содействие техническому обслуживанию и ремонту на судне
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы материаловедения и технология слесарных работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов
Тема 1.1 Структура и свойства материалов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Теиа 1.1 Ознакомление с методикой измерения твердости по Роквеллу и Бринеллю
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 1.2 Диаграммы состояния металлов и сплавов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 1.2 Анализ диаграммы состояния железо-цементита
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 1.3
Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино- и приборостроении
Тема 2.1
Конструкционные и эксплуатационные материалы
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.1 Изучение свойств, структуры чугунов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.1 Изучение структуры и свойств углеродистых сталей
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.1 Расшифровка марок цветных металлов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.1 Расшифровка марок черных металлов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.1 Определение марки стали методом пробы на искру
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.2 Материалы с особыми технологическими свойствами
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.3 Износостойкие материалы
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.3 Изучение структуры и свойств баббитов. Расшифровка марок цветных металлов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.4 Материалы с высокими упругими свойствами
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.5 Материалы с малой плотностью
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.6 Материалы с высокой удельной прочностью
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.7 Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 2.8 Неметаллические материалы
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами
Тема 3.1 Материалы с особыми магнитными свойствами
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 3.2 Материалы с особыми тепловыми свойствами
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 3.3 Материалы с особыми электрическими свойствами
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Раздел 4. Инструментальные материалы
Тема 4.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 4.2 Стали для инструментов обработки металлов давлением
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы
Тема 5.1 Порошковые материалы
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 5.2. Композиционные материалы
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Раздел 6. Основные способы обработки материалов
Тема 6.1 Литейное производство
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 6.2 Обработка металлов давлением
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 6.3 Обработка металлов резанием
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
Тема 6.4 Процессы формирования разъемных и неразъемных соединений
ОК 07.,ПК 1.3.,ПК 3.1.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 10.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы материаловедения и технология слесарных работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.