ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – БД.02 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
26.02.03 – БД.02 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Литература» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Литература»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Литература» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 1.1 Развитие русской литературы и культурыв первой половине ХIХ в.
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 1.2 Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 1.3 Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 1.4 Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX
Тема 2.1 Александр Николаевич Островский (1823 - 1886)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.2 Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.3 Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.4 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.5 Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.6 Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 2.7 Антон Павлович Чехов (1860 - 1904)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 3. ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ X1X ВЕКА
Тема 3.1 Поэзия второй половины X1X века
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 3.2 Федор Иванович Тютчев (1803 - 1873)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 3.3 Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 3.4 Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1878)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 3.4 Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Тема 4.1 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX
века
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 4.2 Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 4.3 Александр Иванович Куприн (1870 - 1938)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 4.4 Максим Горький (1868 - 1936)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 4.5 Александр Александрович Блок (1880 - 1921)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ
Тема 5.1 Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 5.2 Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 5.3 Сергей Александрович Есенин(1895 - 1925)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-Х – НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ
Тема 6.1 Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 6.2 Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 6.3 Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 6.4 Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 7.2 Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980-х ГОДОВ
Тема 8.1 Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 8.2 Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Тема 8.3 Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 9. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 1920-1990-Х ГОДОВ(ТРИ ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ)
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
Раздел 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА 1980-2000-Х ГОДОВ
Тема 10.1 Общественно-культурная ситуация в России конца XX - начала XXI
ОК 05.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 06.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Литература» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.