ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – БД.06 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
26.02.03 – БД.06 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 1.1 Древний Восток и античный мир
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Тема 1.2 Страны Западной Европы в раннее средневековье
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века
Тема 3.1 Происхождение славян. Начало Руси
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.2 Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси и зарождение феодальных отношений
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.3 Княжества в период политической раздробленности Руси
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.4 Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.5 Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.6 Правление Ивана Грозного. Опричнина: причины, сущность, последствия
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.8 Первые Романовы. «Бунташный век»
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.9 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в XVII веке
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 4. Россия в XVIII веке
Тема 4.1 Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. Создание Российского флота и его первые успехи
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.2 Дворцовые перевороты (1725-1762гг) Проблема петровского наследства
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.3 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XIX вв.
Тема 5.1 Государство и общество стран Западной Европы в XVII – начале XIX века
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 6. Россия в Х1Х веке
Тема 6.1 Александр I: трагедия реформаторства
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.2 Отечественная война 1812 года. Движение декабристов
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.3 Россия при Николае I
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.4 Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.5 Патриархальное правление Александра III
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 7. От Новой истории к Новейшей
Тема 7.1 Николай II. Страна и люди в процессе модернизации. Героический подвиг Г.Я. Седова
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.2 Русско-японская война. Начало первой русской революции
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.3 «Думская монархия» в России. Столыпинская аграрная реформа
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.4 Россия в первой мировой войне
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.5 Год 1917 – от февраля к Октябрю
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.6 Гражданская война и интервенция. Укрепление советской власти
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.7 Иллюзии и реальность «военного коммунизма»
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 8. Межвоенный период (1918-1939)
Тема 8.1 Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. Образование СССР
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.2 Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны. СССР на пороге войны
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 9. Вторая мировая война
Тема 9.1 Начало второй мировой войны
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.2 СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.3 Блокада Ленинграда
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.4 Сталинградская битва
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.5 На крутом переломе войны. Курская битва
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.6 Развитие партизанского движения. Борьба в тылу врага
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.7 Освобождение Украины и Белоруссии. Битва за Берлин
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.8 Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 9.9 Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 10. СССР в 1945—1991 гг. Современный мир
Тема 10.1 Страна в середине 40-х и 60-х гг.
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 10.2 Варианты послесталинского развития. ХХ и ХХII съезды КПСС - исторические повороты в развитии государства и общества
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 10.3 Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». Трансформация политического режима
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 10.4 Перестройка и её предыстория. Нарастание внутриполитического кризиса и дезинтеграция СССР
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 11. Россия на рубеже ХХ–—XXI веков
Тема 11.1 «Гласность» и «революция умов»
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 11.2 Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Итоговое занятие за 2 семестр
ОК 05.,ОК 06.,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.