ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.03 – ПОО.03 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.03 – ПОО.03 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 61 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Тема 1.1 Социальные науки. Обществознание как социальная наука
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 2. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема 2.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Основные отличия человека от животного
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 2.2 Социализация личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 2.3 Сознание. Мировоззрение. Способности личности
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 3. Общество как сложная динамическая система
Тема 3.1 Понятие общества. Структура общества
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.2 Общественный прогресс и регресс. Многовариантность общественного развития: эволюция и революция
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.3 Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.4 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблемы. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.5 Познание и знание. Понятие истины и ее критерии
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.6 Потребности и интересы
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 3.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 4. Духовная культура личности и общества
Тема 4.1 Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.2 Наука и ее роль в жизни общества
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.3 Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.4 Мировые религии. Религия как феномен культуры. Мораль. Основные принципы и нормы морали
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 4.5 Искусство. Виды искусств
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Другие формы промежуточной аттестации
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 5. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. Рынок. Роль государства в экономике. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
Тема 5.1 Экономика как наука о хозяйстве. Главные вопросы экономики
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.2 Факторы производства. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.4 Рынок и рыночные механизмы. Спрос. Предложение
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.5 Конкуренция. Издержки, выручка, прибыль
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.6 Деньги. Функция денег
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.7 Банковская система, Кредиты. Ценные бумаги
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.8 Рынок труда и безработица. Заработная плата. Понятие безработицы, её причины. Виды безработицы
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.10 Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.11 Роль государства в экономике. Виды налогов
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 5.12 Государственный бюджет. Государственный долг
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 6. Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса
Тема 6.1 Понятие власти. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.2 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.3 Гражданское общество и правовое государство
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.4 Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 6.5 Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательные системы: понятие, характеристика основных типов
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 7. Социальная роль и стратификация. Социальные нормы и конфликты. Важнейшие социальные общности и группы
Тема 7.1 Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.2 Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.3 Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.4 Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.5 Социальный конфликт
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.6 Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 7.8 Социальный статус и престиж. Социальная роль
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Раздел 8. Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
Тема 8.1 Понятие, признаки и функции права. Источники права, их виды
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.2 Система права: нормы, институты, отрасли права
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.3 Правоотношения, понятие, структура. Правомерное и противоправное поведение. Правонарушение, его признаки и виды
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.5 Основы гражданского права. Имущественные и неимущественные права
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.6 Основы трудового права. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.7 Основы семейного права
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.8 Основы административного права
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.9 Гражданство РФ. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Тема 8.10 Понятие, особенности и функции международного права. Источники международного права. Соотношение внутригосударственного и международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
Итоговый дифференцированный зачет
ОК 01.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.