ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – ПД.03 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.03 – ПД.03 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 160 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Введение в физику
Тема 1.1 Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 1.2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
Тема 2.1 Механическое движение и его виды. Относительность движения
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.2 Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.2 Определение скорости тела относительно различных систем отчёта
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.2 Определение параметров движения при свободном падении тела
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.3 Равномерное движение материальной точки по окружности. Поступательное и вращательное движения твердого тела. Угловая и линейная скорость вращения
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.4 Основная задача динамики. Масса. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела. Силы. Сила трения. Сила упругости. Применение законов Ньютона на примерах решения задач
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.4 Движение тела под действием нескольких сил
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.4 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.5 Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса. Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 2.6 Небесные координаты. геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 3.1 Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа. Решение задач на тему :Уравнение саостояния идеального газа»
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 3.2 Температура. Абсолютная шкала температур. Изопроцессы. Газовые законы. Графики изопроцессов
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 3.3 Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа. Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 3.4 Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 3.5 Агрегатные состояния вещества
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Контрольная работа за I семестр
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Раздел 4. Основы электродинамики
Тема 3.5 Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.1 Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.2 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.2 Изучение последовательного соединения конденсаторов
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.2 Изучения параллельного соединения конденсаторов
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.3 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.3 Последовательное и параллельное соединение резисторов
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.3 Работа и мощность тока
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.4 Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость. Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.4 Полупроводниковые приборы
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.5 Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.5 Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.5 Исследование фоторезистора
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.6 Явление электромагнитной индукции
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 4.6 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Раздел 5. Колебания и волны
Тема 5.1 Колебательное движение. Виды колебательного движения. Свободные и вынужденные гармонические колебания
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.1 Изучение колебаний нитяного маятника
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.2 Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.3 Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.4 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.4 Принципы радиосвязи
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 5.5 Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления. Построение изображения в собирающей линзе. Построение изображения в рассеивающей линзе
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
Тема 6.1 Модель атома резерфорда и Бора. Линейчатые спектры. Контрольная работа
ОК 01.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.