2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_Химия
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
26.02.03 – ПОО.01 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ПОО.01 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Химия»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Химия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Н.Ю.Жабинская
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Химия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Химия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Астрономия
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
44
18
26
Лабораторные занятия
14
6
8
Практические занятия
20
10
10
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
 
Тема 1.1 Введение в дисциплину. 
Лекция (урок):

Основные понятия и законы химии

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.1 Решение расчётных задач 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Решение расчётных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 
Лекция (урок):

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение вещества.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Составление электронных формул элементов
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Составление электронных формул элементов, нахождение количества электронов, протонов, нейтронов.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 
Лабораторные занятия:

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Строение вещества
Лекция (урок):

Строение вещества

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Приемы и правила техники безопасности 
Практическое занятие:

Приемы и правила техники безопасности при работе с химическим обрудованием. Простейшие операции с веществами.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Вода. Растворы. 
Лекция (урок):

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциаци

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Ионные реакции в растворах электролитов
Практическое занятие:

Ионные реакции в растворах электролитов

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Вода. Растворы. 
Лабораторные занятия:

Вода. Растворы.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Изучение гидролиза солей
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Изучение гидролиза солей.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений 
Лекция (урок):

Классификация неорганических соединений и их свойства

Классификация неорганических соединений и их свойства

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Составление уравнений получения солей различными способами
Практическое занятие:

Практическая работа №4 Составление уравнений получения солей различными способами.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Признаки химических реакций
Практическое занятие:

Признаки химических реакций.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.6 Химические реакции
Лекция (урок):

Химические реакции

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.6 Решение задач. 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Решение задач. Контрольная работа за 1 семестр.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.6 Химические реакции
Лабораторные занятия:

Химические реакции

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.7 Металлы и неметаллы
Лекция (урок):

Металлы и неметаллы

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.7 Общие свойства металлов
Практическое занятие:

Общие свойства металлов.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 1.7 Металлы и неметаллы
Лабораторные занятия:

Металлы и неметаллы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Раздел 2. Органическая химия
 
Лекция (урок):

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.1 Основные понятия органической химии 
Лабораторные занятия:

Основные понятия органической химии

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Углеводороды 
Лекция (урок):

Углеводороды и их природные источники

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Получение этилена и ацетилена 
Практическое занятие:

Получение этилена и ацетилена и испытание их свойств.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Изучение свойств диенов и каучуков на примере бутадиена - 1,3 и изопрена
Практическое занятие:

Практическая работа № 6. Изучение свойств диенов и каучуков на примере бутадиена - 1,3 и изопрена.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Изучение природных источников углеводородов
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Изучение природных источников углеводородов: природный газ, состав, применение в качестве топлива. Нефть, состав и переработка нефти. Нефтепродукты перевозимые МТ. Их влияние на загрязнение ОС

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Составление изомеров углеводородов и их названий
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Составление изомеров углеводородов и их названий.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Кислород содержащие органические соединения
Лекция (урок):

Кислород содержащие органические соединения.

10
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Химические свойства этанола и глицерина
Практическое занятие:

Химические свойства этанола и глицерина

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Альдегиды и карбоновые кислоты
Практическое занятие:

Альдегиды и карбоновые кислоты

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Изучение свойств сложных эфиров
Практическое занятие:

Практическая работа № 9. Изучение свойств сложных эфиров, их применения на основе свойств. Составление уравнений реакций образования сложных эфиров.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Кислород содержащие органические соединения
Лабораторные занятия:

Кислород содержащие органические соединения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

Азотсодержащие органические соединения.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения
Лабораторные занятия:

Азотсодержащие органические соединения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
Тема 2.4 Итоговый зачет
Практическое занятие:

Практическая работа №10. Итоговый зачет.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Химия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Габриелян О.С., И.Г.Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля:учебник для студ. учреждений СПО. - Академия, 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А. И. Хамитова, Т. Е Бусыгина, Л. Р. Сафина Органическая химия для студентов СПО:учебное пособие. - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016. - 
 
2. О. В. Фисенко, Н. Ю. Жабинская. Основные понятия и законы химии. Классификация сложных неорганических веществ:учебное пособие. - Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова – филиал «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.