2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_География
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
26.02.03 – ПОО.03 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ПОО.03 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «География» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Армаганян К.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «География» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Астрономия
 
- Морская практика
 
- Навигация и лоция
 
- Мореходная астрономия
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение. Источники географической информации
 
Тема 1.1 География как наука
Лекция (урок):

География как наука

Составление классификации стран по различным признакам.

Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты.

Характеристика по картам экономико-географического положения страны.

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 2. Политическая карта мира
 
Тема 2.1 Политическая карта мира
Лекция (урок):

Политическая карта мира.

9
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
 
Тема 3.1 География мировых природных ресурсов
Лекция (урок):

География мировых природных ресурсов

Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира

5
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 4. География население мира
 
Тема 4.1 География населения мира
Лекция (урок):

География населения мира

Графический анализ изменений численности населения мира.

Составление таблицы: «Основные языковые группы».

Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов. Контрольная работа (часть I).

Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 5. Мировое хозяйство. География отраслей первичной, вторичной и третичной сфер мирового

хозяйства

 
Тема 5.1 Мировое хозяйство, основные этапы его развития
Лекция (урок):

Мировое хозяйство, основные этапы его развития

Мировая торговля и туризм

Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

Составление характеристики двух промышленных районов.

Выявление закономерностей освоения различных территорий.

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов

Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйством и природными условиями.

5
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
2 семестр
 
Раздел 6. Регионы и страны мира
 
Тема 6.1 Регионы и страны мира
Лекция (урок):

Регионы и страны мира.

Составление картосхемы «Границы субрегионов мира»

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 6.2 Страны Зарубежной Европы
Лекция (урок):

Страны Восточной, Западной, Центральной, Южной и Северной Европы, Союзы в Европе.

Составление сравнительной характеристики двух европейских стран с учетом природной, социально-экономической специфики на основе различных источников информации.

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 6.3 Страны Зарубежной Азии, Океании, Австралия
Лекция (урок):

Страны Зарубежной Азии, Океании, Австралия

Характеристика размещения хозяйства Австралии или одной из стран Азии и Океании.

6
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 6.4 Страны Африки
Лекция (урок):

Страны Африки

Определение по статистическим материалам тенденции изменения отраслевой структуры хозяйства отдельных стран Африки

7
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема6.5 Страны Северной Америки
Лекция (урок):

Страны Северной Америки

Сравнение международной специализации стран Северной Америки, объяснение различий

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 6.6 Страны Латинской Америки
Лекция (урок):

Страны Латинской Америки

Сравнение международной специализации странЛатинской Америки

8
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 6.7 Номенклатура стран, регионов и портов Мира
Лекция (урок):

Работа с картами - номенклатура стран, регионов и портов Мира.

9
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 7. Страны Зарубежной Европы
 
Тема 7.1 Россия в современном мире
Лекция (урок):

Россия на политической карте мира. Отрасли международной специализации России.

Работа с картами - номенклатура крупных промышленных и транспортных центров России; экономико-географическое районирование и федеральные округа России.

Роль России в производстве важнейших видов мировой промышленности и сельскохозяйственной продукции, ее внешнеторговые связи

7
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Раздел 8. Страны Зарубежной Азии, Океании, Австралия
 
Тема 8.1 Глобальные проблемы человечества
Лекция (урок):

Глобальные проблемы человечества.

Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества». Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

1
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
Тема 8.2 Зачетное занятие
Лекция (урок):
2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. А. Лобжанидзе География:учебник для СПО. - Профобразование, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России:учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование». - ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 
 
2. Макарова М.Г., Станис Е.В., Мелешко А.А Природные ресурсы мира = WorldNaturalResource:учебно-методическое пособие. - Российский университет дружбы народов, 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.