ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Психология общения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1)Определение психологии общения
2) Сущность общения, состоящая из нескольких процессов
3)Предмет, задачи психологии общения
4)Структура общения с точки зрения нескольких авторов
5)Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
6)Междисциплинарный подход к общению
1) Определение понятия функция
2) Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная
3) Функции общения по Панфёрову
Письменная работа
1) Трансактная модель общения
2) Теория трансактного анализа Э.Бёрна
3) Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок
4) Построение схем общения с точки зрения этих позиций
5) Взаимосвязь жизненного сценария и общения
6) Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария
7) Основные понятия: стороны общения, их проявление в единстве
8) Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная
9) Понятие модели общения: репрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт
Устная работа
1) Понятие вербальных и невербальных средств общения
2) Раскрытие сущности вербального и невербального общения
3) Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза
1) Особенности мимики
2) Особенности движений
3) Особенности жестов
4) Значение поз
5) Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз
1) Визуальные средства общения
2) Акустические средства общения
3)Тактильно-кинестетические средства и общения
4) Ольфакторные средства общения
5) Виды акустических средств
Устная работа
1) Речь, язык, виды речи
2) Отличие речи, языка и общения
3) Эволюционное возникновение речи
4) Функции речи
5) Основные теории развития речи: теория научения, пререформистская, релятивистская, конструктивистская
1) Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна
2) Взаимосвязь деятельности и общения
3) Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами
1) Стратегия и тактика в общении
2) Виды стратегического общения: открытое и закрытое; монологическое и диалогическое; ролевое и личностное
3) Виды тактик общения: формальная, неформальная, примитивная, деловая, духовная, межличностная, манипулятивная, светская
1) Вербальное и невербальное общение
2) Межличностное, межперсонное, ролевое общение
3) Конфликтное, личностное, деловое общение
4) Прямое и опосредованное общение
5) Законное и незаконное общение
6) Кратковременное и длительное общение
1) Типы ролей в общении
2) Ожидания ролей от партнёра по общению
1) Понятие коммуникации
2) Элементы коммуникации: субъект, объект, само сообщение, средства пересылки сообщения, канал связи, результат
3) Отличие понятий: коммуникация и общение
4) Схема коммуникаций
5) Теории коммуникаций
6) Коммуникативная компетентность
1) Виды коммуникативных ролей
2) Понятие манипуляции
3) Манипуляции в общении
4) Манипуляция как метод воздействия на людей
Коммуникационные роли и манипуляции
1) Ошибки, которые возникают в процессе коммуникаций
2) Группы ошибок в коммуникациях
3) Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение
1) Процесс слушания
2) Определение понятия слушание
3) Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое
4) Проблема понимания
1) Виды техник слушания
2) Активное слушание
3) Приёмы общения
4) Техники общения
1) Понятие делового общения
2) Деловая беседа: особенности, правила, принципы
3) Функции деловой беседы
4) Структура деловой беседы
5) Стратегические принципы делового общения
1) Деловые беседы
2) Деловые переговоры
3) Деловые совещания
4) Деловые дискуссии
1) Этикет и культура поведения, общения делового человека
2) Культура общения по телефону
3) Основные заповеди и принципы делового этикета
1) Понятие суггестия (внушаемости)
2) Свойства личности, поддающейся внушению
3) Особенности внушения
4) Сила слова (суггестивность слова)
5) Отличие гипноза и суггестивности
1) Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности
2) Структура и участники конфликта
3) Мотивы сторон в конфликте
1) Причины конфликтов
2) Виды конфликтов и способы их разрешения
3) Особенности эмоционального реагирования в конфликтах
4) Последствия конфликтов
5) Различные виды приёмов саморегуляции и рефлексии
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.