ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.03 – ЕН.03. – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.03 – ЕН.03. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.5 Действия при авариях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 6.10 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Работа с судовыми устройствами
- Управление судном и безопасность мореплавания
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 26 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
Лекция (урок):
Цели и задачи дисциплины Взаимодействие человека и природы.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Глобальные проблемы экологии и человечества. Зеленая революция.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.2 Глобальные проблемы экологии и человечества.
Самостоятельная работа:Подготовка доклада
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.3 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
Самостоятельная работа:
Письменная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Организация мониторинга окружающей среды
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.4 Организация мониторинга окружающей среды
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Практическое занятие:
Практическая работа №1. Природные ресурсы и их классификация. Составление таблицы, природные ресурсы и их использование.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.5 Природные ресурсы и их классификация.
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Практическое занятие:
Практическая работа №2. Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Изучение влияния основных загрязнителей биосферы на здоровье человека.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.6 Загрязнение биосферы.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.7 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 1.8 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов.
Самостоятельная работа:
Письменная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности
Лекция (урок):
Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды.
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 2.1 Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды
Самостоятельная работа:Устная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
Контрольная работа. Зачет
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. С.И. Колесников Экологические основы природопользования:учебник. - , 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. Хван, Г.А. Экологические основы природопользования:учебник для спо. - Юрай, 2018. -
2. Новиков, В. К. Предотвращения загрязнения окружающей среды при судоходстве:курс лекций. - , 2017. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.