2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.03 – ОП.02. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.02. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Филь Е.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Инженерная графика
 
- Информатика
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Работа с судовыми устройствами
 
- Технические средства судовождения
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Электрооборудование судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
24
24
Практические занятия
8
8
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Статика
 
Тема 1.1 Основные понятия и определения статики
Лекция (урок):

1. Основные понятия статики

2. Материальная точка, абсолютно твердое тело.

3. Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.

4. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей

1
 
Лекция (урок):

1. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие

2. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.

3. Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.

4. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах

5. Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.

1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами

1
 
Тема 1.2 Плоская система сходящихся сил
Самостоятельная работа:

Определение реакции связей

0,5
 
Лекция (урок):

1. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.

2. Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.

3. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.

4. Определения реакций опор и моментов защемления.

1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Определение опорных реакций балок

1
 
Тема 1.3 Плоская система произвольно расположенных сил
Самостоятельная работа:

Зависимость  между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки

0,5
 
Лекция (урок):

1. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.

2. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.

2
 
Тема 1.4 Центр тяжести
Практическое занятие:

Практическая работа № 3. Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.

1
 
Раздел 2. Кинематика 
 
Тема 2.1  Кинематика точки
Лекция (урок):

1. Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение

2. Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.

3. Частные случаи движения точки

1
 
Лекция (урок):

Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси

1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 4. Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела

1
 
Тема 2.2 Простейшие движения твердого тела
Самостоятельная работа:

Способы передачи вращательного движения, решение задач

0,5
 
Раздел 3. Динамика 
 
Тема 3.1 Основные понятия динамики. Работа и мощность
Лекция (урок):

1. Задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.  

2. Зависимость между массой и силой тяжести

3. Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении

4. Мощность. Коэффициент полезного действия

1
 
Лекция (урок):

Законы количества движения и энергии. Уравнение динамики 

1
 
Практическое занятие:

Практичъеская работа № 5. Решение задач с применением общих теорем динамики

1
 
Тема 3.2 Законы динамики
Самостоятельная работа:

Кинетическая энергия. Моменты инерции

0,5
 
Раздел 4. Сопротивление материалов
 
Лекция (урок):

1. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации

2. Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние

3. Метод сечений. Механические напряжения

4. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение

5. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука

6. Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность

1
 
Практическое занятие:

ПРактичекася работа № 6. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений 

1
 
Тема 4.1 Основные положения. Растяжение и сжатие
Самостоятельная работа:

Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении

0,25
 
Лекция (урок):

1. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.

2. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении

3. Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу

1
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 7. Расчёт на прочность при кручении

1
 
Тема 4.2 Кручение
Самостоятельная работа:

Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении

0,25
 
Лекция (урок):

1. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.

2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.

3. Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.

3
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 8. Расчёт балок напрочность при изгибе

1
 
Самостоятельная работа:

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе

0,25
 
Тема 4.3 Изгиб
Самостоятельная работа:

Понятие о касательных напряжениях

0,25
 
Раздел 5. Детали машин и механизмов 
 
Тема 5.1 Основные Понятия и определения
Лекция (урок):

1. Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица, классификация деталей и машин

2. Требования к машинам и деталям

3. Кинетические цеп и пары

4. Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация

1
 
Лекция (урок):

Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые

1
 
Тема 5.2 Соединения деталей машин
Самостоятельная работа:

Неразъёмные соединения. Расчет резьбовых соединений

0,25
 
Лекция (урок):

1. Классификация передач.  Принцип работы и назначение

2. Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация

6
 
Тема 5.3 Общие сведения о передачах. Механические передачи
Самостоятельная работа:

Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей

0,25
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные формы осей и валов. Подшипники скольжения и качения. Значение и классификация.

2. Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты

2
 
Тема 5.4 Валы и оси. Подшипники, муфты
Самостоятельная работа:

Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие

0,5
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. М. С. Мовнин, А. Б. Израелит, А. Г. Рубашкин Основы технической механики  [Электронный ресурс]:Учебник. - Политехника, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/94833.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. И. Бабецкий, О. Н. Третьякова Механика:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
2. В. И. Бабецкий, О. Н. Третьякова Механика в примерах и задачах :Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
3. И. В. Дукмасова Основы технической механики. Лабораторный практикум [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84916.html 
 
4. В. Э. Завистовский, Л. С. Турищев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93437.html 
 
5. П. В. Королев Техническая механика [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88496.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.