ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Механика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Основные понятия статики
2. Материальная точка, абсолютно твердое тело.
3. Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновеш. силы.
4. Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей
1. Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие
2. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник.
3. Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси.
4. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах
5. Пара сил и её характеристики. Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар. Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки.
Практическая работа № 1. Определение равнодействующей графическим и аналитическим способами
Определение реакции связей
1. Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру.
2. Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил.
3. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор.
4. Определения реакций опор и моментов защемления.
Практическая работа № 2. Определение опорных реакций балок
Зависимость между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки
1. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела.
2. Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур.
Практическая работа № 3. Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы.
1. Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение
2. Способы задания движения точки. Скорость, ускорение.
3. Частные случаи движения точки
Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси
Практическая работа № 4. Скорость и ускорение различных точек вращающегося тела
Способы передачи вращательного движения, решение задач
1. Задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики.
2. Зависимость между массой и силой тяжести
3. Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении
4. Мощность. Коэффициент полезного действия
Законы количества движения и энергии. Уравнение динамики
Практичъеская работа № 5. Решение задач с применением общих теорем динамики
Кинетическая энергия. Моменты инерции
1. Основные задачи сопротивления материалов. Деформации
2. Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние
3. Метод сечений. Механические напряжения
4. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение
5. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука
6. Определение перемещений. Предельные, допускаемые и расчётные напряжения. Расчёты на прочность
ПРактичекася работа № 6. Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений
Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении
1. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов.
2. Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Напряжения в поперечном сечении
3. Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу
Практическая работа № 7. Расчёт на прочность при кручении
Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении
1. Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе.
2. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе.
3. Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок.
Практическая работа № 8. Расчёт балок напрочность при изгибе
Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам и определение размеров поперечных сечений балок при изгибе
Понятие о касательных напряжениях
1. Цели и задачи раздела. Механизм, машина, деталь, сборочная единица, классификация деталей и машин
2. Требования к машинам и деталям
3. Кинетические цеп и пары
4. Стандартизация и взаимозаменяемость, унификация
Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые
Неразъёмные соединения. Расчет резьбовых соединений
1. Классификация передач. Принцип работы и назначение
2. Фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные передачи: устройство, сравнительная оценка, область применения и классификация
Материал ремней и зубчатых колес. Разрушение зубьев, клина ременная передача, расчёт цепей
1. Конструктивные формы осей и валов. Подшипники скольжения и качения. Значение и классификация.
2. Назначение и классификация муфт. Сцепные и предохранительные муфты
Смазка подшипников муфты, соединительные и компенсирующие
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.