2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_Безопасность жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.03 – ОП.07. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ОП.07. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Филь Е.С. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.5 Действия при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.6 Действия при получении сигнала бедствия на море
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.3 Предотвращение пожаров и борьба с пожарами на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.4 Использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.5 Применение средств первой медицинской помощи на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.5 Выживание в море в случае оставления судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.7 Борьба с огнем и тушение пожара
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.8 Принятие немедленных мер при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 6.11 Соблюдение техники безопасности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1. Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации различных видов тревог;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.4. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.5. Оказывать первую помощь пострадавшим;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.6. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Навигация и лоция
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Учебная практика
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Коммерческая эксплуатация судна
 
- Навигация и лоция
 
- Мореходная астрономия
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
32
36
В том числе: 
Лекционные занятия
68
32
36
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
32
40
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, мероприятия по защите работающих и населения от их негативного воздействия
 
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Лекция (урок):

1. Классификация чрезвычайных ситуаций  природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций.

2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

3. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в  быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей  различного вида и их последствий

8
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 1.2 Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
Лекция (урок):

1. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны

2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы

8
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Лекция (урок):

1. Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС.

2. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения

3. Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования

8
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
Лекция (урок):

Порядок оценки устойчивости к воздействию поражающих факторов на суда и береговые объекты водного транспорта

8
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
6 семестр
 
Раздел 2. Основы военной службы
 
Тема 2.1 Основы обороны государства
Лекция (урок):

1. Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации

2. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими

3. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты

4. Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил

5. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение

9
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

1. Правовые основы военной службы

2. Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни

3. Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей.

4. Прохождение военной службы по призыву.

5. Прохождение военной службы по контракту

6. Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы

7. Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения

9
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 2.2 Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Самостоятельная работа:

Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю

2
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 2.3 Основы военно-патриотического воспитания
Лекция (урок):

1. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы

2. Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации

3. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

9
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

1. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц

2. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника

3. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

4. Первая помощь при травматическом шоке

5. Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

6. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

7. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме

8. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута.

9. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах.

10. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

9
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
Тема 2.4 Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

2
К 1.5,К 1.6,К 3.3,К 3.4,К 3.5,К 6.5,К 6.7,К 6.8,К 6.11,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.,ОК 07.,ПК 2.1.,ПК 2.2.,ПК 2.3.,ПК 2.4.,ПК 2.5.,ПК 2.6.,ПК 2.7.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова Безопасность жизнедеятельности:Учебник для СПО. - ИЦ "Академия", 2020. - 
 
2. Курбатов В.А., Рысин Ю.С., Яблочников С.Л. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных ситуаций  [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/93574.html 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
2. В. С. Алексеев, О. И. Жидкова, И. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Научная книга, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87073.html 
 
3. Г. В. Тягунов, А. А. Волкова, В. Г. Шишкунов, Е. Е. Барышев Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87788.html 
 
4. Материалы официального сайта Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://mil.ru 
 
5. Материалы официального сайта Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://rosgvard.ru 
 
6. Материалы официального сайта МЧС России [Электронный ресурс]:. - , . -  – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.