ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 – ОП.13. – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
26.02.03 – ОП.13. – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.1. Планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение судна;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3. Обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Технические средства судовождения
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Теория и устройство судна
- Электрооборудование судов
- Навигационная гидрометеорология
- Производственная (по профилю специальности) практика
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
Лекция (урок):
Классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 1.1 Руководство по использованию компьютеров на морских судах
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Руководство по использованию компьютеров на морских судах
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 1.1 Введение. Информационные системы, технологии и средства обеспечения.
Самостоятельная работа:
Подготовка устного сообщения для выступления на занятии.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем.
Лекция (урок):
Программное обеспечение информационных систем
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 2.1 Пакеты прикладных программ. Примеры использования на морском транспорте
Практическое занятие:
Практическая работа №2. Пакеты прикладных программ. Примеры использования на морском транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 2.1 Программное обеспечение информационных систем и транспортных технологий.
Самостоятельная работа:Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 3. Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте
Тема 3.1 Системы связи на водном транспорте
Лекция (урок):
Системы связи на водном транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 3.1 Использование современных интернет сервисов для обмена и передачи информации
Практическое занятие:
Практическая работа№3. Использование современных интернет сервисов для обмена и передачи информации.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 3.1 Системы связи. Основные понятия. Система ГМССБ.
Самостоятельная работа:Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 4. Программное сопровождение профессиональной деятельности
Тема 4.1 Справочно-правовые системы
Лекция (урок):
Справочно- правовые системы.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.1 Работа правовыми системами
Практическое занятие:
Практическая работа №4. Работа правовыми систе-мами.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.2 Картографические навигационно-информационные системы
Лекция (урок):
Картографические навигационно-информационные системы
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.3 Системы мониторинга водного транспорта
Лекция (урок):
Системы мониторинга водного транспорта
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.3 Системы мониторинга морского транспорта
Самостоятельная работа:Подготовка доклада для выступления на занятии. Создание презентации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.4 Тренажерные системы и комплексы
Лекция (урок):
Тренажерные системы и комплексы.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.4 Работа с судовой документацией
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Работа с судовой документацией.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 4.4 Сканирование документов
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Сканирование документов.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 5. Основы информационной и компьютерной безопасности
Тема 5.1 Информационная безопасность и защита информации
Лекция (урок):
Информационная безопасность и защита информации.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 5.1
Архивация данных, резервное копирование
Практическое занятие:
Практическое занятие №7. Архивация данных, резервное копирование
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 5.2
Виды угроз и утечки информации
Лекция (урок):
Виды угроз и утечки информации
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 5.2 Управление киберрисками в морской отрасли
Практическое занятие:
Практическая работа № 9. «Управление киберрисками в морской отрасли»
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 5.4 Контрольная работа
Лекция (урок):
Контрольная работа.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 6. Сетевые информационные технологии
Тема 6.1.
Сетевые технологии
Лекция (урок):
Сетевые технологии
Беспроводные технологии передачи данных
Организация беспроводной сети. Сетевое оборудование.
Облачные технологии хранения данных
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 6.1
Морской интернет
Практическое занятие:
Практическая работа №10. Морской интернет.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 6.1 Технология «Интернет- вещей» на водном транспорте
Практическое занятие:
Практическая работа № 11. Технология «Интернет- вещей» на водном транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 6.1 Технологии «блокчейн» на водном транспорте
Практическое занятие:
Практическая работа № 12. Технологии «блокчейн» на водном транспорте.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 7. Системы управления водным транспортом
Тема 7.1
Технологии идентификации объектов
Лекция (урок):
Технологии идентификации объектов
Системы спутниковой навигации
Системы управления
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 7.2
Совершенствование системы управления водным транспортом
Лекция (урок):
Совершенствование системы управления водным транспортом
Автоматизированные системы управления
Система управления движением судов (СУДС)
Телематика водного транспорта.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 7.2
Интеллектуальные транспортные системы
Практическое занятие:
Практическая работа №. 13. Интеллектуальные транспортные системы.
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Раздел 8. Автоматизированные рабочие места
Тема 8.1 Автоматизированные рабочие места
Лекция (урок):
Автоматизированные рабочие места
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
Тема 8.1
Составляющие АРМ Судоводителя
Практическое занятие:
Практическая работа №. 14. Составляющие АРМ Судоводителя
Контрольная работа. Зачетное занятие
Лекция (урок):
Контрольная работа. Зачетное занятие
К 1.1,ОК 01.,ОК 02.,ОК 09.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. В. В. Алфёров, А. Б. Володин, Ю. М. Миронов Информационные технологии на транспорте:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -
2. С. А. Андронов, В. А. Фетисов Интеллектуальные транспортные системы:учебное пособие. - Ай Пи Ар Медиа, 2019. -
6.2 Дополнительная литература
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии 4-е изд., пер. и доп.:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
2. С. С. Кубрин, В. Н. Кучерин, И. М. Иванов Автоматическая информационная система:учебное пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.