2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.05 – ПД.02 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ПД.02 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 156 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
156
68
88
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Лабораторные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
156
68
88
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Тема 1.1 Введение. Роль информационной деятельности в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.2 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Роль информационной деятельности в современном обществе
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Образовательные информационные ресурсы
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 1.4 Правовые нормы, относящиеся к информации
Лекция (урок):
2
 
Теа 1.4 Работа с программным обеспечением. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 1.5 Электронное правительство
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.5 Знакомство с порталом государственных услуг
Лабораторные занятия:
2
 
Раздел 2. Информация и информационные процессы
 
Тема 2.1 Подходы к понятию и измерению информации
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.1 Единицы измерения информации
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.1 Представление информации в различных системах счисления
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.1 Представление числовой информации с помощью систем счисления
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.1 Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.2 Информационные объекты различных видов
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3 Дискретное (цифровое) представление текстовой информации
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.3 Дискретное (цифровое) представление графической, звуковой и видео – информации
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.4 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.5 Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.6 Элементная база компьютера
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.6 Программный принцип работы компьютера
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.7 Алгоритмы и способы их описания
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.7 Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.7 Разработка несложного алгоритма решения задачи
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.8 Этапы решения задач с использованием компьютера
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.9 Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.10 Компьютерные модели различных процессов
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.10 Примеры компьютерных моделей различных процессов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.10 Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.11 Хранение информационных объектов различных видов. Архив информации
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.11 Файловая система хранения, поиска и обработки информации на диске
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.11 Создание архива данных. Атрибуты файла и его объем
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.11 Извлечение данных из архива
Лабораторные занятия:
2
 
Контрольная работа. Зачет
Лекция (урок):
2
 
2 семестр
 
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
 
Тема 3.1 Архитектура компьютеров. Основные характеристики ПК
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.1 Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Виды программного обеспечения 
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Операционная система
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.3 Графический интерфейс
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.4 Объединение компьютеров в локальную сеть
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.5 Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.5 Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.5 Работа в локальной сети в общем дисковом пространстве
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.6 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение
Лекция (урок):
2
 
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.7 Защита информации, антивирусная защита
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.7 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту
Лабораторные занятия:
2
 
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
 
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Возможности настольных издательских систем
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Использование систем проверки орфографии и грамматики
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.2 Технологии обработки текста. Использование шаблонов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.2 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.2 Гипертекстовое представление информации
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.3 Возможности динамических (электронных) таблиц
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 Использование различных возможностей электронных таблиц
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.3 Средства графического представления статистических  данных
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.4 Представление об организации баз данных и системах управления ими
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.4 Организация баз данных
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.4 Формирование запросов для работы с электронными каталогами
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.5 Представление о программных средах компьютерной графики, презентациях и мультимедийных средах
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.5 Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
Лабораторные занятия:
2
 
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
 
Тема 5.1 Представление о технических программных средствах телекоммуникационных технологий
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики, провайдер
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 «Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.3 Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Поиск информации на государственных образовательных порталах
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.5 Передача информации между компьютерами
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.5 Единицы измерения скорости передачи данных
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.5 Проводная и беспроводная связь
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.5 Создание ящика электронной почты и настройка его параметров
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.6 Методы и средства создания и сопровождения сайта
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.7 Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.7 Общие ресурсы сети интернет
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.8 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
Лекция (урок):
3
 
Тема 5.9 Представление о роботехнических системах
Лекция (урок):
3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.