2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
26.02.05 – ПД.03 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ПД.03 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 152 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
134
68
66
В том числе: 
Лекционные занятия
102
58
44
Практические занятия
32
10
22
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
152
68
84
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение в физику
 
Тема 1.1 Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы
Лекция (урок):
2
 
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
 
Тема 2.1 Механическое движение и его виды. Относительность движения
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.2 Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение
Лекция (урок):
4
 
Тема 2.2 Определение скорости тела относительно различных систем отчёта
Практическое занятие:
2
 
Тема 2.2 Определение параметров движения при свободном падении тела
Практическое занятие:
2
 
Тема 2.3 Равномерное движение материальной точки по окружности
Лекция (урок):
4
 
Тема 2.4 Основная задача динамики. Масса. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела. Силы. Сила трения. Сила упругости. Применение законов Ньютона на примерах решения задач
Лекция (урок):
10
 
Тема 2.4 Движение тела под действием нескольких сил
Практическое занятие:
2
 
Тема 2.4 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Практическое занятие:
2
 
Тема 2.5 Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса. Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии
Лекция (урок):
8
 
Тема 2.6 Небесные координаты. геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей
Лекция (урок):
4
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Тема 3.1 Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа. Решение задач на тему: Уравнение саостояния идеального газа
Лекция (урок):
6
 
Тема 3.2 Температура. Абсолютная шкала температур. Изопроцессы. Газовые законы. Графики изопроцессов
Лекция (урок):
6
 
Тема 3.3 Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа. Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей
Лекция (урок):
6
 
Тема 3.4 Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.5 Агрегатные состояния вещества
Практическое занятие:
2
 
Контрольная работа за I семестр
Лекция (урок):
2
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Тема 3.5 Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.1 Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды 
Лекция (урок):
6
 
Тема 4.1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.2 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Изучение последовательного соединения конденсаторов
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.2 Изучения параллельного соединения конденсаторов
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.3 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 Последовательное и параллельное соединение резисторов
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.3 Работа и мощность тока
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.4 Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость. Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах
Лекция (урок):
4
 
Тема 4.4 Полупроводниковые приборы
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.5 Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.5 Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.5 Исследование фоторезистора
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.6 Явление электромагнитной индукции
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.6 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля
Лекция (урок):
2
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Тема 5.1 Колебательное движение. Виды колебательного движения. Свободные и вынужденные гармонические колебания
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.1 Изучение колебаний нитяного маятника
Практическое занятие:
2
 
Тема 5.2 Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.3 Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Принципы радиосвязи
Практическое занятие:
2
 
Тема 5.5 Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления. Построение изображения в собирающей линзе. Построение изображения в рассеивающей линзе 
Лекция (урок):
6
 
Раздел 6. Ядерная физика
 
Тема 6.1 Модель атома резерфорда и Бора. Линейчатые спектры
Лекция (урок):
4
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.