2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Основы философии
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
26.02.05 – ОГСЭ.01. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОГСЭ.01. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы философии» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы философии»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Основы философии» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Философия: ее место и роль в жизни  общества и человека
 
Тема 1.1 Природа, сущность и предмет философии  
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 1.2 Отличие философии от науки, религии, мифологии. Разделы философии
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 1.3 Формы и функции философии в современной жизни общества, сообщества, человека
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 1.4 Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 1.4 Эссе1 Цель – освоение навыков рефлексии, письменного изложения своих мыслей

2. Подготовить аргументы для одной из точек зрения. Цель –навыки аргументации

Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 2. Зарождение философии. Философия Востока
 
Тема 2.1 Философия Древней Индии. Ведический период. Йога
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 2.2 Буддизм как система самосовершенствования человека (Индия)
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 2.3 Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм
Лекция (урок):
0,5
 
Раздел 3. Античная философия 
 
Тема 3.1 Общие закономерности развития философии Востока и Запада. Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм
Лекция (урок):
2
 
Раздел 4. Философия Средних веков
 
Тема 4.1 Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.1 Эссе «Вера и религия». Цель – рефлексия на указанную тему
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 5. Философия эпохи Возрождения
 
Тема 5.1 Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения
Лекция (урок):
2
 
Раздел 6. Философия эпохи Нового времени и Просвещения
 
Тема 6.1 Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Немецкая классическая философия
 
Тема 7.1 Общая характеристика и основные представители немецкой классической философии
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 7.2 Критическая философия И. Канта. Учение о «вещи-в-себе» и познании. Категорический императив
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 7.3 Диалектика Г.В.Ф. Гегеля
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 7.4 Антропологический материализм Л. Фейербаха
Лекция (урок):
0,25
 
Раздел 8. Постклассическая философия 19 в.
 
Тема 8.1 Философия К. Маркса. Теория отчуждения. Материалистическое понимание истории. Понятия капитализма и коммунизма
Лекция (урок):
0,125
 
Тема 8.2 Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)
Лекция (урок):
0,125
 
Тема 8.3 Прагматизм Ч. Пирса и особенности философии в США
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 8.4 Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра. «Мир как Воля и представление»
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 8.5 Основные идеи С. Кьеркегора

Лекция (урок):
0,125
 
Тема 8.6 Философия жизни Ф. Ницше. Учение о «воле к власти» и идеал «Сверхчеловека»
Лекция (урок):
0,125
 
Раздел 9. Русская философия
 
Тема 9.1 Этапы развития русской философии, её школы и течения. Нравственно- антропологическая направленность русской философии
Лекция (урок):
2
 
Раздел 10. Западная философия XX в., её основные направления
 
Тема 10.1 Западная философия XX в., её основные направления: экзистенциализм, позитивизм, и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика
Лекция (урок):
2
 
Тема 10.1 Эссе «Основные идеи…( любой философ 20 в.по выбору)
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 11. Учение о бытии
 
Тема 11.1 Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая
Лекция (урок):
2
 
Раздел 12. Происхождение и сущность сознания
 
Тема 12.1 Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания
Лекция (урок):
2
 
Раздел 13. Теория познания
 
Тема 13.1 Сущность процесса познания. Познание как философская проблема Философское учение о познании
Лекция (урок):
2
 
Раздел 14. Природа как предмет философского осмысления
 
Тема 14.1 Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, её конечность и бесконечность в условиях Земли, её уникальность и множественность во Вселенной
Лекция (урок):
2
 
Раздел 15. Общество как система
 
Тема 15.1 Общество и его структура.  Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы
Лекция (урок):
1
 
Тема 15.2 Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Понятие политической организации общества
Лекция (урок):
1
 
Раздел 16. Проблемы человека, сущность, содержание
 
Тема 16.1 Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии
Лекция (урок):
2
 
Раздел 17. Исторический процесс. Проблема типологии истории
 
Тема 17.1 Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества
Лекция (урок):
1
 
Раздел 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
 
Тема 18.1 Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса
Лекция (урок):
1
 
Итоговая контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы философии» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.