2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Механика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Механика»
26.02.05 – ОП.02. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.02. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Механика»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Механика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Механика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2, 3 курсе в 3, 5 семестре.
Дисциплина «Механика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
120
66
54
В том числе: 
Лекционные занятия
76
44
32
Практические занятия
44
22
22
Самостоятельная работа
12
12
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
90
54
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Статика
 
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.2 Материальная точка, абсолютно твердое тело
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.3 Сила, система, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.4 Связи и реакции связей. Определение направления реакций связей
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.4 Определение направления реакций связей
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 2. Плоская система сходящихся сил
 
Тема 2.1 Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 2.2 Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 2.3 Проекции силы на ось. Правило знаков. Проекции силы на две взаимно перпендикулярные оси
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 2.4 Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в геометрической и аналитической формах
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 2.4 Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил
Практическое занятие:
2
 
Тема 2.4 Определение направления реакций связей
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 3. Пара сил и момент силы относительно точки

 
Тема 3.1 Пара сил и её характеристики Момент пары. Эквивалентные пары. Сложение пар
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.2 Условие равновесия системы пары сил. Момент силы относительно точки. Зависимость  между моментом пары и моментами сил пары относительно любой точки
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.2 Определение главного вектора и главного момента произвольной плоской системы сил
Практическое занятие:
2
 
Раздел 4. Плоская система произвольно расположенных сил

 
Тема 4.1 Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.2 Главный вектор и главный момент системы сил. Равновесие плоской системы сил
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.3 Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.4 Определения реакций опор и моментов защемления
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.4 Определение реакций шарнирных опор балки
Практическое занятие:
2
 
Тема 4.4 Реальные связи. Трение скольжения и его законы
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 5. Центр тяжести
 
Тема 5.1 Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.2 Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 5.3 Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести составных плоских фигур
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 5.3 Определение положения центра тяжести фигуры сложной геометрической формы
Практическое занятие:
2
 
Тема 5.3 Устойчивость равновесия
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 6. Кинематика. Основные понятия кинематики

 
Тема 6.1 Основные характеристики движения: траектория, путь, время, скорость, ускорение
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Кинематика точки
 
Тема 7.1 Способы задания движения точки. Скорость, ускорение
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 7.2 Частные случаи движения точки
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 7.2 Кинематические графики
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 8. Простейшие движения твердого тела. Сложное движение точки

 
Тема 8.1 Основные понятия кинематики точки и твёрдого тела. Поступательное движение. Вращательное движение вокруг неподвижной оси

Лекция (урок):
1
 
Тема 8.1 Определение параметров движения точки при естественном способе задания движения точки
Практическое занятие:
2
 
Тема 8.1 Способы передачи вращательного движения
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 9. Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики

 
Тема 9.1 Две основные задачи динамики. Принцип инерции. Основной закон динамики
Лекция (урок):
1
 
Тема 9.2 Зависимость между массой и силой тяжести. Закон равенства действия и противодействия
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 9.3 Принцип независимости действия сил
Лекция (урок):
0,5
 
Раздел 10. Движение материальной точки. Метод кинетостатики
 
Тема 10.1 Движение свободной и несвободной материальных точек. Сила инерции. Принцип Даламбера
Лекция (урок):
1
 
Раздел 11. Трение. Работа и мощность
 
Тема 11.1 Законы трения. Виды трения. Законы трения скольжения. Трение качения. Коэффициент трения
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 11.2 Работа и мощность. Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 11.3 Мощность. Коэффициент полезного действия
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 11.3 Решение задач с применением общих теорем динамики
Практическое занятие:
4
 
Тема 11.3 Понятие о механической системе
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 12. Основные положения
 
Тема 12.1 Основные задачи сопротивления материалов. Деформации. Гипотезы и допущения
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 12.2 Классификации нагрузок. Силы внешние и внутренние
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 12.3 Метод сечений. Механические напряжения
Лекция (урок):
1
 
Раздел 13. Растяжение и сжатие
 
Тема 13.1 Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение
Лекция (урок):
1
 
Тема 13.2 Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации
Лекция (урок):
1
 
Тема 13.3 Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации
Лекция (урок):
1
 
Тема 13.4 Испытания материалов при растяжении и сжатии
Лекция (урок):
1
 
Тема 13.5 Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов
Лекция (урок):
2
 
Тема 13.6 Напряжения предельные, допускаемые и расчетные. Определение внутренних напряжений при растяжении и сжатии. Условие прочности. Расчеты на прочность
Лекция (урок):
2
 
Тема 13.6 Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений при растяжении и сжатии, определение перемещений 
Практическое занятие:
2
 
Тема 13.6 Решение задач: расчет на прочность при растяжении и сжатии
Самостоятельная работа:
0
 
Раздел 14. Практические расчёты на срез и смятие

 
Тема 14.1 Основные расчётные предпосылки и расчетные формулы. Определение внутренних напряжений при расчёте на срез и смятие. Условия прочности. Примеры расчётов
Лекция (урок):
2
 
Тема 14.1 Практические расчёты на срез и смятие
Практическое занятие:
2
 
Раздел 15. Геометрические характеристики плоских сечений
 
Тема 15.1 Осевые, центробежные и полярные моменты инерции. Главные оси и главные центральные моменты инерции
Лекция (урок):
1
 
Тема 15.2 Осевые моменты инерции простейших сечений. Полярные моменты инерции круга и кольца
Лекция (урок):
1
 
Тема 15.3 Расчёт на прочность сварных соединений
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 16. Кручение
 
Тема 16.1 Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 16.2 Кручение бруса круглого и кольцевого поперечных сечений. Определение напряжений в поперечном сечении при кручении
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 16.3 Угол закручивания. Расчёты на прочность и жесткость при кручении. Рациональное расположение колес на валу
Лекция (урок):
1
 
Тема 16.3 Расчёт на прочность при кручении
Практическое занятие:
2
 
Тема 16.3 Геометрические характеристики плоских сечений, составленных из прокатных профилей
Самостоятельная работа:
0,5
 
5 семестр
 
Раздел 17. Изгиб
 
Тема 17.1 Виды изгиба. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе
Лекция (урок):
2
 
Тема 17.2 Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Определение нормальных напряжений при изгибе
Лекция (урок):
1
 
Тема 17.3 Расчёты на прочность при изгибе. Рациональные формы поперечных сечений балок
Лекция (урок):
2
 
Тема 17.4 Понятие о касательных напряжениях при изгибе, о линейных и угловых перемещениях 
Лекция (урок):
1
 
Тема 17.4 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов по характерным точкам 
Практическое занятие:
2
 
Тема 17.4 Определение размеров поперечных сечении балок при изгибе
Практическое занятие:
6
 
Тема 17.4 Построение эпюр крутящих моментов и определение диаметра вала из условий прочности и жёсткости при кручении
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 18. Гипотезы прочности и их применение

 
Тема 18.1 Напряжённое состояние в точке упругого тела. Виды напряжённых состояний
Лекция (урок):
1
 
Тема 18.2 Упрощенное плоское напряжение. Назначение гипотез прочности
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 18.3 Эквивалентные напряжения. Расчёты на прочность 
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 18.3 Расчёт балок на прочность при изгибе
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 19. Устойчивость стержней

 
Тема 19.1 Критическая сила, ф-ла Эйлера. Гибкость стержней, устойчивость
Лекция (урок):
2
 
Тема 19.1 Решение задач на определение диаметра вала из условия прочности при совместном действии изгиба и кручения
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 20. Основные положения

 
Тема 20.1 Основные положения

Лекция (урок):
0,5
 
Тема 20.2 Критерии работоспособности и расчёта деталей машин. Выбор материалов для деталей машин. Анализ условий работы деталей машин и механизмов
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 20.3 Основные понятия о надёжности машин и их деталей
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 20.4 Стандартизация и взаимозаменяемость
Лекция (урок):
0,25
 
Тема 20.5 Технический контроль и испытание механизмов и машин
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 20.5 Решение задач на статический, кинематический и силовой расчет многоступенчатого привода
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 21. Общие сведения о передачах
 
Тема 21.1 Классификация передач
Лекция (урок):
1
 
Тема 21.2 Основные характеристики передач, кинематические и силовые расчёты многоступенчатого привода
Лекция (урок):
1
 
Тема 21.2 Основные кинематические и силовые характеристики многоступенчатого привода
Практическое занятие:
8
 
Тема 21.2 Натяжения и напряжение в ремнях
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 22. Фрикционные и ремённые передачи

 
Тема 22.1 Принцип работы фрикционных передач. Общие сведения, принцип работы, устройство, область применения, детали ремённых передач
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 22.2 Сравнительная характеристика передач плоским, клиновым и зубчатым ремнём
Лекция (урок):
1
 
Тема 22.3 Общие сведения о вариаторах
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 22.3 Цепные передачи. Общие сведения, основные параметры, кинематика  и геометрия, силы в ветвях цепи. Расчёт цепной передачи
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 23. Зубчатые и цепные передачи
 
Тема 23.1 Общие сведения о зубчатых и цепных передачах. Классификация и область применения
Лекция (урок):
1
 
Тема 23.2 Основы зубчатого зацепления. Зацепление двух эвольвентных колес. Геометрия зацепления
Лекция (урок):
1
 
Тема 23.3 Виды разрушений зубчатых колёс. Основные критерии работоспособности и расчёта
Лекция (урок):
1
 
Тема 23.4 Материалы и допускаемые напряжения. Прямозубые, цилиндрические передачи: геометрические соотношения; силы, действующие в зацеплении, расчёт на контактную прочность и изгиб. Особенности     

косозубых передач, червячных и конических

Лекция (урок):
1
 
Тема 23.4 Расчёт зубчатой передачи
Практическое занятие:
8
 
Тема 23.4 Расчёт осей
Самостоятельная работа:
0,5
 
Раздел 24. Валы и оси. Муфты 
 
Тема 24.1 Валы и оси: применение, классификация, элементы конструкции, материалы
Лекция (урок):
1
 
Тема 24.2 Муфты: назначение, классификация, устройство и принцип действия основных типов муфт
Лекция (урок):
1
 
Тема 24.2 Смазка подшипников
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 25. Подшипники
 
Тема 25.1 Общие сведения о подшипниках. Подшипники скольжения. Подшипники качения
Лекция (урок):
1
 
Тема 25.2 Подбор подшипников по динамической грузоподъёмности
Лекция (урок):
1
 
Тема 25.2 Неразъемные соединения
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 26. Соединения деталей в узлы и механизмы
 
Тема 26.1 Способы соединений деталей в узлы и механизмы: - Разъёмные соединения: резьбовые, шпоночные, шлицевые; - Неразъёмные соединения: клёпаные, сварные, клееные и паяные
Лекция (урок):
4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Механика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.