2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Безопасность жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.05 – ОП.07. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.07. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
38
30
В том числе: 
Лекционные занятия
62
38
24
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
2
2
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Общая трудоемкость дисциплины
70
38
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
 
Тема 1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия
Практическое занятие:
2
 
Раздел 2. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
 
Тема 2.1 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.2 Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Лекция (урок):
3
 
Раздел 3. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
 
Тема 3.1 Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.2 Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения
Лекция (урок):
4
 
Тема 3.3 Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания 
Практическое занятие:
2
 
Тема 3.3 Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов
Практическое занятие:
2
 
Раздел 4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
 
Тема 4.1 Порядок оценки устойчивости к воздействию поражающих факторов на суда и береговые объекты водного транспорта
Лекция (урок):
2
 
Раздел 5. Основы обороны государства
 
Тема 5.1 Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 История создания Российских вооруженных сил
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 5.3 Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты 
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.4 Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Работа с информационными источниками: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 5.5 Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
Лекция (урок):
2
 
Раздел 6. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

 
Тема 6.1 Правовые основы военной службы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.1 Правила приёма гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.2 Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни
Лекция (урок):
5
 
Тема 6.2 Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.3 Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.3 Устав внутренней службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.4 Прохождение военной службы по призыву
Лекция (урок):
6
 
Тема 6.5 Прохождение военной службы по контракту
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.5 Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и ограничения их прав и свобод
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.6 Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.7 Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Основы военно-патриотического воспитания
 
Тема 7.1 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.2 Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.3 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Лекция (урок):
2
 
Раздел 8. Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
 
Тема 8.1 Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц

Первая помощь при черепно-мозговой травме и по-вреждении позвоночника

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

Первая помощь при травматическом шоке

Лекция (урок):
2
 
Тема 8.1 Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации 
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 8.2 Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме

Лекция (урок):
1
 
Тема 8.2 Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 8.3 Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.4 Способы оказания первой медицинской помощи при переломах
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.5 Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
Лекция (урок):
1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.