2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Безопасность жизнедеятельности
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.02.05 – ОП.07. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.07. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
68
38
30
В том числе: 
Лекционные занятия
62
38
24
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
2
2
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Общая трудоемкость дисциплины
70
38
32
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
 
Тема 1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Модели безопасного поведения при возникновении таких ситуаций
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности (на водном транспорте) и в быту. Профилактические мероприятия по предупреждению и снижению уровня опасностей различного вида и их последствий
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Основные виды потенциальных опасностей и их последствия
Практическое занятие:
2
 
Раздел 2. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время
 
Тема 2.1 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны 
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.2 Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Лекция (урок):
3
 
Раздел 3. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
 
Тема 3.1 Оповещение и эвакуация населения в мирное и военное время. Инженерная защита населения от ЧС
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.2 Назначение и классификация средств индивидуальной защиты населения
Лекция (урок):
4
 
Тема 3.3 Пожарная безопасность и правила безопасного поведения при пожарах. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания 
Практическое занятие:
2
 
Тема 3.3 Использование средств индивидуальной защиты кожных покровов
Практическое занятие:
2
 
Раздел 4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
 
Тема 4.1 Порядок оценки устойчивости к воздействию поражающих факторов на суда и береговые объекты водного транспорта
Лекция (урок):
2
 
Раздел 5. Основы обороны государства
 
Тема 5.1 Национальная безопасность и национальные интересы России. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 История создания Российских вооруженных сил
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 5.3 Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты 
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.4 Российские Вооруженные Силы на современном этапе развития. Реформа Вооружённых Сил
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Работа с информационными источниками: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 5.5 Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
Лекция (урок):
2
 
Раздел 6. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы

 
Тема 6.1 Правовые основы военной службы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.1 Правила приёма гражданской молодёжи в военные образовательные учреждения профессионального образования
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.2 Общевоинские уставы ВС РФ – закон воинской жизни
Лекция (урок):
5
 
Тема 6.2 Строевой устав. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.3 Воинская обязанность, её задачи и основные составляющие. Перечень военно-учетных специальностей
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.3 Устав внутренней службы. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.4 Прохождение военной службы по призыву
Лекция (урок):
6
 
Тема 6.5 Прохождение военной службы по контракту
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.5 Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и ограничения их прав и свобод
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 6.6 Способы бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.7 Применение получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы и эксплуатации основных видов вооружений, боевой техники, состоящих на вооружении в воинских частей и подразделений, имеющим военно-учётные специальности, родственные специальностям учебного заведения
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Основы военно-патриотического воспитания
 
Тема 7.1 Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.2 Ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.3 Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Лекция (урок):
2
 
Раздел 8. Основы медицинских знаний и медико-санитарная подготовка
 
Тема 8.1 Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц

Первая помощь при черепно-мозговой травме и по-вреждении позвоночника

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза

Первая помощь при травматическом шоке

Лекция (урок):
2
 
Тема 8.1 Боевые традиции Вооружённых сил Российской Федерации 
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 8.2 Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме

Лекция (урок):
1
 
Тема 8.2 Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений
Самостоятельная работа:
0,5
 
Тема 8.3 Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.4 Способы оказания первой медицинской помощи при переломах
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.5 Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания
Лекция (урок):
1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.