ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.02 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.02 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.5 Эксплуатация систем топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 6, 8 семестре.
Дисциплина «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Безопасность жизнедеятельности
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
- Экологические основы природопользования
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Электрооборудование судов
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Техническая термодинамика и теплопередача
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Экологические основы природопользования
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Электрооборудование судов
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Тема 1.1 Основы гидравлики
Лекция (урок):
Основные понятия и определения теории движения среды в механизмах, аппаратах и трубопроводах. Классификация насосов, насосная установка.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 1.2 Насосы вытеснения (объемные)
Лекция (урок):
Роторные насосы. Принцип работы, устройство, область применения и эксплуатация шестеренных, винтовых, неисправности и способы их устранения.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
Общие сведения о центробежных насосах, схемы и принцип действия. Конструктивные разновидности рабочих колес подвода и отвода среды. Уравнение Эйлера и форма рабочих лопаток. Преобразователи динамического напора (скорости) в статический (давление) и способы уравновешивания осевых сил.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 1.3 Насосы трения (гидродинамические)
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Изучение конструкции центробежных насосов, их сравнительные характеристики.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Раздел 2. Воздушные компрессоры, воздухохранители
Лекция (урок):
Назначение и требования, предъявляемые к судовым компрессорам. Принципиальные схемы и принцип действия поршневых воздушных компрессоров двойного сжатия разных цилиндрах: обычные, «Тандем», дифференциальные поршни. Индикаторные диаграммы рабочего процесса. Многоступенчатое сжатие, охлаждение, смазка.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 2.1 Воздушные компрессоры
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Изучение конструкции воздушных компрессоров и воздухохранителей
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Раздел 3. Сепараторы и фильтры
Лекция (урок):
1. Назначение и классификация сепараторов. Принцип действия, режимы работы.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Конструкция, основные узлы и кинематическая схема тарельчатого сепаратора.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 3.1 Центробежные сепараторы, автоматическое управление ими
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Изучение конструкции сепаратора СЦ-1,5, подбор шайб и выбор режима работы.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Раздел 4. Водоопреснительные установки
Лекция (урок):
1. Назначение ВОУ. Принцип действия установок поверхностного и бесповерхностного типа. Типовые схемы и конструкции, элементы вакуумных водоопреснительных установок. Элементы автоматики ВОУ.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Эксплуатация опреснительных установок
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 4.1 Водоопреснительные установки
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Изучение типовых вакуумных водоопреснительных установок типа «Д» и с пластинчатыми теплообменными аппаратами.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Курсовое проектирование:
Тема проекта: характеристики и краткое описание, конструкции центробежного насоса, расчет и построение центробежного колеса насоса, расчет спирального отвода центробежного насоса. Графическая часть: начертить сборочный чертеж центробежного насоса.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Раздел 5. Судовые системы
Тема 5.1 Трубопроводы и арматура судовых систем
Лекция (урок):
Назначение и классификация судовых систем. Трубы, применяемые в судовых системах и их соединения. Арматура трубопроводов: запорно-переключающая, пропускающая среду в одном направлении, регулирования, предохранительная, редукционная и специальная.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
1. Назначение трюмных систем. Принципиальные схемы и основные элементы балластной и осушительной систем
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Требования IМО к сбросу балласта. Стандарт D-1, D-2. Очитка нефтесодержащих вод, установки ОНВ.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 5.2 Трюмные системы. Установки обработки нефтесодержащих вод (ОНВ)
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Изучение схем трюмных систем. Требования IМО к сбросу балласта. Стандарт D-1, D-2 сепараторы по очистке трюмных вод, установка ОНВ типа «СК-М».
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
1. Назначение, принципиальные схемы и оборудование систем: грузовой, зачистной, и мойки танков.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 5.3 Специальные системы танкеров
Лекция (урок):
2. Система инертных газов.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
1. Классификация систем: назначение, принципиальные схемы, принцип работы, область применения.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Состав, принцип действия, эксплуатации и требования РМРС к системам водотушения, водораспыления, спринклерной, паротушения, углекислотного тушения высокого и низкого давления, воздушно-пенного тушения.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
3. Состав, принцип действия, эксплуатации и требования РМРС к системам углекислотного тушения высокого и низкого давления, воздушно- пенного тушения.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 5.4 Системы пожаротушения
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Изучение систем углекислотного тушения.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
1. Принципиальные схемы питьевой, мытьевой и забортной воды. Подача воды в систему с помощью гидрофоров.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Методы улучшения качества питьевой воды. Консервация и регенерация питьевой воды в судовых условиях. Требования санитарных правил к системам бытового водоснабжения и эксплуатации системы.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 5.5 Системы бытового водоснабжения. Гидрофоры
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
1. Требования МАРПОЛ 73/78 к сбросу хозяйственно-фекальных вод и мусора. Назначение, принципиальная схема и основные элементы сточных систем. Способы обработки сточных вод. Устройства для обработки сточных вод.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Самостоятельная работа:
Письменная работа
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Лекция (урок):
2. Сбор и уничтожение твердых отходов и нефтепродуктов. Эксплуатация сточных систем и систем сбора, отработки и удаления твердых отходов.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
Тема 5.6 Системы обработки сточных вод, системы Обезвреживания твердых отходов
Практическое занятие:
Практическая работа № 7. Изучение устройств и установок для обработки сточно-фекальных вод и уничтожения твердых отходов.
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Е.Н. Шиняев, Е.М. Михеев, Г.Г. Лалаев Судовые вспомогательные механизмы:. - Транспорт, 2017. -
2. О.Г. Колесников Судовые вспомогательные механизмы и системы:. - Транспорт, 2017. -
3. Шерстнёв, Н.В. Обслуживание и ремонт судовых насосов:Учебное пособие. - Рибест, 2017. -
4. Ватипко, Р.В. Кузьмин, С.Ф.Трунин Отказы судовых механизмов и их предупреждение:. - Транспорт, 2015. -
5. Методические рекомендации по обеспечению проведения анализов топлива смазочного масла, груза нефтепродуктов и нефтесодержащих вод:. - Российский Морской Регистр Судоходства, 2009. -
6. Международная Конвенция МАРПОЛ 73/78, 3т:. - ЗАО «ЦНИИМФ», 2012. -
6.2 Дополнительная литература
1. С.М. Нунупаров Предотвращение загрязнения моря с судов:. - Транспорт, 1985. -
2. Ф.Д. Карамушко, С.Г. Лукьянов, Б.М. Рогалев Рогалев Судовые вспомогательные механизмы и системы. Устройство и эксплуатация:. - Транспорт, 1975. -
3. Чиняев И.А. Эксплуатация насосов судовых систем и гидроприводов:. - Транспорт, . -
4. Г.Н. Блесманович Судовые вспомогательные механизмы и системы ч.1-3:. - , 2004-2010. -
5. С.П. Зубрилов, Ю.Г. Ищук, В.И. Косовский Охрана окружающей среды при эксплуатации судов:. - Судостроение, 1989. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.