2022-2023_26_02_05_51_21_1234-6217_osf_Судовые котельные установки_ турбины и их эксплуатация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.03 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.03 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Султанов А.М.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 1.5 Эксплуатация систем топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Инженерная графика
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Механика
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Основы управления структурным подразделением
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Физическая культура
 
- Экологические основы природопользования
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Электрооборудование судов
 
- Информатика
 
- История
 
- Математика
 
- Материаловедение
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Электротехника и электроника
 
- Астрономия
 
- География
 
- Индивидуальный проект по Информатике
 
- Иностранный язык (английский)
 
- Обществознание (включая экономику и право)
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Практикум по Математике
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Инженерная графика
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Механика
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Основы управления структурным подразделением
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Учебная практика (плавательная)
 
- Физическая культура
 
- Экологические основы природопользования
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Электрооборудование судов
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
- Основы философии
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Психология общения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 45 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
29
29
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
45
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Судовые котельные установки
 
Тема 1.1 Назначение, состав и принцип действия судовой котельной установки
Лекция (урок):

Состав судовой котельной установки и принцип её действия; процессы, происходящие в котле

3
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Классификация паровых котлов; характеристики и схемы основных типов судовых паровых котлов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.2 Классификация, характеристики и основные типы котлов
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Изучение схем паровых котлов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Виды, характеристики, топлива; требования к топливу; номограмма для определения вязкости; приём, хранение и расходование топлива. Коэффициент избытка воздуха, топочные устройства; меры безопасности при обслуживании топочных устройств; форсунки.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.3 Топливо для судовых котлов. Топочные устройства
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Изучение топочных устройств.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.4 Водообработка и водоконтроль
Лекция (урок):

Влияние качества воды на работу котла; основные показатели качества воды; водоконтроль, водные режимы и методы водообработки.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.5 Тепловой баланс котла
Лекция (урок):

Тепловой баланс котла; КПД котла; потери теплоты и способы поддержания значений тепловых потерь котла в допустимых пределах. Эффективность работы утилизационной установки.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Общая конструкция и конструктивные элементы вспомогательных, утилизационных и комбинированных котлов; назначение всех элементов; арматура котла; требования к эксплуатации; преимущества и недостатки различных конструктивных решений.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Изучение конструкции основных типов вспомогательных котлов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Изучение систем котельных установок.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.6 Конструкция судовых котлов и их элементов
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. Изучение питательной и топливной систем котельной установки.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Общая конструкция и конструктивные элементы утилизационных котельных установок; область их применения; назначение всех элементов, их расположение, материал изготовления и требования к эксплуатации; преимущества и недостатки различных конструктивных решений.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.7 Утилизационные котельные установки
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Изучение конструкции основных типов утилизационных котлов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.8 Изучение конструкции основных типов утилизационных котлов
Лекция (урок):

«Техническая эксплуатация» и «техническое использование»; подготовка котла к действию; обслуживание котла; вывод из действия и хранение котла; неисправности и безопасность обслуживания котла. Руководящие документы; осмотры и испытания котлов; очистка котлов и систем; неисправности и методы их устранения; меры безопасности при обслуживании котлов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Раздел 2. Судовые паровые и газовые турбины
 
Тема 2.1 Устройство, классификация и принцип действия паровых турбин
Лекция (урок):

Классификация турбин и область их применения; активный и реактивный принцип работы пара (газа); требования к судовым турбинам; устройство и принцип действия одноступенчатой активной турбины, активной турбины со ступенями давления и скорости, реактивные турбины; смешанные и комбинированные турбины.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Назначение и конструкция элементов корпуса, сопловой коробки и проточной части турбины; ротор, подшипники и уплотнения.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Конструкция узлов и деталей паровых турбин
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Изучение конструкции корпуса и деталей проточной части.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

Конденсатно-питательная система; циркуляционная система; система смазки; система укупорки и отсоса пара из уплотнений; система автоматического регулирования и защиты.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.3 Устройства и системы турбоагрегатов
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8. Изучение систем вспомогательных турбоагрегатов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.4 Устройство, классификация и принцип действия газотурбинных установок
Лекция (урок):

Конденсатно-питательная система; циркуляционная система; система смазки; система укупорки и отсоса пара из уплотнений; система автоматического регулирования и защиты.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.5 Основы теории турбин
Лекция (урок):

Процессы расширения пара в соплах; преобразование энергии пара в ступенях; степень реактивности; КПД, потери; треугольники скоростей; критические параметры; расширение пара в косом срезе сопла; рабочий процесс турбины на переменных режимах; расход пара.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.6 Техническая эксплуатация турбоприводов
Лекция (урок):

Подготовка турбопривода к действию; прогревание и пуск; обслуживание во время работы; остановка и обслуживание во время бездействия; эксплуатация систем автоматического регулирования; характерные неисправности и их устранение; основные характеристики и параметры работы; техника безопасности при обслуживании турбоприводов.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Султанов А.М., Ющенко А.В. Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ИВТ им. Г.Я. Седова, 2019. - 
 
2. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций:. - , 1997. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Денисенко Н.И., Костылев И.И. Судовые котельные установки:. - Элмор, 2005. - 
 
2. Енин В.И. Атласы конструкций судовых котлов и турбин:. - , . - 
 
3. Гречко Н.Ф. Судовые турбинные установки:. - Феникс, 2005. - 
 
4. И.Г. Беляев, В.А. Семченко Судовые вспомогательные пароэнергетические установки и их эксплуатация:Учебник. - Транспорт, 1995. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.