ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.05 – Раздел 1.04 – 2021 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.05 – Раздел 1.04 – 2021 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Электрооборудование судов»
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Электрооборудование судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Электрооборудование судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.3 Использование систем внутрисудовой связи
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.6 Эксплуатация электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.7 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3. Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового оборудования;
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.4. Осуществлять выбор оборудования, элементов и систем оборудования для замены в процессе эксплуатации судов;
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Электрооборудование судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Квалификационный экзамен
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Судовые котельные установки, турбины и их эксплуатация
- Экологические основы природопользования
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Основы финансовой грамотности
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела А-VI/1 Кодекса ПДНВ
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела А-VI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правил VI/6 Конвенции ПДНВ)
- Теория и устройство судна
- Техническая термодинамика и теплопередача
- Иностранный язык (английский)
- Обществознание (включая экономику и право)
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Безопасность жизнедеятельности
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Квалификационный экзамен
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
- Основы управления структурным подразделением
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
- Проведение государственного экзамена
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Судовые электрические машины
Тема 1.1 Классификация, принцип действия н конструкция трансформатора
Лекция (урок):
Конструкция и принцип действия однофазного и трехфазного трансформатора
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 1.2 Измерительные, трехфазные, сварочные трансформаторы. Сельсины и их применение на морских судах
Лекция (урок):
Специальные и измерительные трансформаторы. Классификация, принцип действия и конструкция трансформаторов
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 1.3 Практическое исследование работающих трансформаторов, автотрансформаторов и сельсинов
Практическое занятие:
Исследование работы однофазного трансформатора
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 1.4 Конструкция, принцип действия область применения асинхронного двигателя с КЗ и фазным ротором
Лекция (урок):
Конструкция асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором; принцип действия,; механическая характеристика; электромагнитный момент и скольжение
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 1.5 Механические характеристики двигателей. Способы пуска в ход АД
Лекция (урок):
Способы пуска в ход АД. Достоинства и недостатки АД
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 1.6 Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД
Практическое занятие:
Подключение двигателя к сети. Реверс АД
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Раздел 2. Синхронные генераторы
Тема 2.1 Принцип действия, конструкция бес щеточных и щеточных синхронных генераторов
Лекция (урок):Конструкция, принцип действия, синхронного генератора; способ самовозбуждения генераторов; электромагнитные процессы, происходящие в работающем генераторе; особенности работы бесщеточных генераторов; подмагничивание генераторов
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.2 Конструктивные особенности и способы подмагничивания синхронного генератора
Лекция (урок):
Характеристики намагничивания; процесс самовозбуждения синхронных генераторов; электромагнитные процессы, происходящие в генераторе при его работе на холостом ходу и под нагрузкой; понятие о реакции якоря генератора; внешние характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.3 Самовозбуждение синхронных генераторов. Причины. препятствующие самовозбуждению
Лекция (урок):
Особенности работы бесщеточных генераторов; подмагничивание генераторов
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.4 Схема самовозбуждения фирмы «Сименс»
Лекция (урок):
Процесс самовозбуждения синхронных генераторов
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.5 Влияние характера нагрузки на напряжение Реакция якоря синхронного генератора
Лекция (урок):
Характеристики генератора при активной, реактивной и емкостной нагрузке
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.5 Включение СГ на параллельную работу. Распределение нагрузок
Практическое занятие:
Включение СГ на параллельную работу
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 2.7 Исследование характерных отказов в работе СГ и системы компаундирования
Лекция (урок):
Изучить отказы в работе СГ и системы компаундирования
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Раздел 3. Электроэнергетические системы судна
Тема 3.1 Однолинейная схема распределения электроэнергии на судне
Практическое занятие:
Классификация судовых электростанций. ГРЩ и потребители, питающиеся непосредственно от ГРЩ. Распределительные щиты и их расположение на судне; щит питания с берега и способ подключения судовой электростанции к береговой сети
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 3.2 Кабели, их расчет и выбор
Лекция (урок):
Питающий кабель одиночного потребителя
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 3.3 Коммутационная аппаратура СЭС
Лекция (урок):
Коммутационная аппаратура СЭС, тип, назначение
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 3.4 Аварийная электростанция. Алгоритм зaпуcка. Требования Регистра
Лекция (урок):
АДГ и АРЩ и требования к ним Регистра России. Схема автоматического запуска АДГ, потребители, получающие питание от АРЩ. настройка автоматического запуска, работы и вывод АРЩ из схемы при восстановлении общесудового питания
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 3.5 Кислотные и гелиевые аккумуляторы. Тех. обслуживание, способы заряда
Лекция (урок):
Принцип работы кислотного и гелиевого аккумулятора; правила технического обслуживания аккумуляторов
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 3.6 Щелочные аккумуляторные батареи, Тех. обслуживание, способы заряда
Лекция (урок):
Где применять только щелочные аккумуляторы; новые виды аккумуляторов, используемых на морских судах
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Раздел 4. Судовые электроприводы
Тема 4.1 Правила чтения электрических схем, обозначения элементов принятых в России и их зарубежные аналоги
Лекция (урок):
Схемы пуска насосов, система автоматического запуска горячего резерва; схема пожарного насоса и особенность защиты насоса с помощью теплового реле; схема автоматической работы воздушного компрессора; автоматическая работа рефрижераторной установки и установки кондиционирования воздуха
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.2 Способы пуска в ход электрических двигателей. Пуск переключением со звезды на треугольник. Описание пуска в ход электрических двигателей. Схема переключением со звезды на треугольник
Практическое занятие:
Описание пуска в ход электрических двигателей. Схема переключением со звезды на треугольник
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.3 Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД
Практическое занятие:
Практическая работа по подключению двигателя к сети. Реверс АД
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.4 Автоматизированная работа воздушного компрессора. Практическая работа по подключению элементов схемы компрессора
Практическое занятие:
Исследование и изучение устройства магнитных пускателей. Практическая работа по подключению элементов схемы компрессора
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.5 Автоматизированная работа провизионной холодильной установки
Лекция (урок):
Схема автоматизированной работы холодильной установки
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.6 Электропривод рулевой машины, требования Регистра к рулевому приводу
Электрическая рулевая машина
Лекция (урок):
Изучение устройства магнитных пускателей
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.7 Схема автоматизированной работы котел установки
Лекция (урок):
Схема и алгоритм автоматизированной работы котельной установки
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 4.8 Электрическая схема компрессора кондиционирования воздуха
Лекция (урок):
Работа по подключению элементов схемы
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Раздел 5. Приборы управления, контроля, сигнализации и связи
Тема 5.1 Схема однолинейной пожарной сигнализации. Изучение однолинейной схемы автоматической пожарной сигнализации
Практическое занятие:
Изучение однолинейной схемы автоматической пожарной сигнализации
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 5.2 Сопротивление изоляции судового электрооборудования и способы устранения его понижения
Лекция (урок):
Исследование системы автоматического контроля сопротивления изоляции
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
Тема 5.4 Техника безопасности при эксплуатации судового электрооборудования
Лекция (урок):
Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Правила пользования переносными электроизмерительными приборами, защита от прикосновения к токоведущим жилам
К 1.3,К 1.6,К 1.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.3.,ПК 1.4.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Электрооборудование судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. А.Ф.Бурков Основы теории и эксплуатации судовых электроприводов:Учебник. - Лань, 2019. -
2. Ю.Г.Дейнего Судовой механик.Технический минимум+СД на русском и английском языках:Учебник . - МОРКНИГА, 2018. -
3. А.Н. Пипченко Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления:Учебное пособие. - ТЭС, 2018. -
4. М.А.Сюбаев Эксплуатация судового электрооборудования:Учебное пособие. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2018. -
5. А.А.Фока Судовой механик. Том 3:Справочник. - Феникс, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. В.С.Ефимов Основы электротехники, электрооборудование судов и элементы судовой автоматики:Методическое пособие. - Копицентр, 2015. -
2. Малышева Л.А. Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели :Учебное пособие. - ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2016. -
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html
4. Е.В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.