2022-2023_26_02_06_51_20_1234-6217_osf_Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
26.02.06 – Раздел 01.03. – 2020 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 01.03. – 2020 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2020 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 6, 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 113 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
20
44
44
В том числе: 
Лекционные занятия
70
20
14
36
Лабораторные занятия
16
8
8
Курсовое проектирование
22
22
Самостоятельная работа
5
4
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
113
20
48
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Судовые электрические станции и их эксплуатация
 
Тема 1.1 Введение. Судовая электроэнергетическая сисчтема СЭЭС.Определение, схемные варианты. Классификация, структура и состав судовых электростанций. Род тока и параметры. Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт. Методы определения мощности судовых электростанций

Лекция (урок):
10
 
Тема 1.1 Структурные схемы СЭС. Цель: Глубже и подробнее изучить схемы СЭС
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 1.2 Источники, преобразователи, накопители электрическойм энергии. Генераторы постоянного и переменного тока. Валогенераторы 
Лекция (урок):
4
 
Тема 1.2 Источники электроэнергии. Вкл.СГ на параллельную работу. Цель Подробнее изучить имеющиеся источники, ознакомиться с перспективными источниками, изучть условия включения и схемы подключения СГ на параллельную работу

Самостоятельная работа:
1
 
Тема 1.3 Параллельная работа генераторов
Лекция (урок):
6
 
Тема 1.3 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт. Цель: Подробнее ознакомиться с высоковольтным оборудованием

Самостоятельная работа:
1
 
Тема 1.4 Аккумуляторы и зарядные устройства Требования Правил РРР к аккумуляторным батареям и аккум. помещениям
Лекция (урок):
4
 
Тема 1.4 Измерение плотности электролита в аккумуляторах
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 1.5 Перспективные источники электроэнергии на судах
Лекция (урок):
1,5
 
Тема 1.6 Требования Российского Речного Регистра к судовым источникам электроэнергии. Эксплуатация судовых электростанций

Лекция (урок):
0,5
 
Раздел 2. Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
 
Тема 2.1 Коммутационная, защитная и сигнальная аппаратура распределительных устройств
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.1 Изучение автоматических выключателей
Лабораторные занятия:
2
 
Раздел 3. Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
 
Тема 3.1 Сигнальная аппаратура распределительных устройств. Реле РОМ и РОТ

Генераторные автоматы

Лекция (урок):
1
 
Тема 3.1 Исследование контакторов и магнитных пускателей переменного тока
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Судовые электрораспределительные устройства
Лекция (урок):
2
 
Раздел 4. Судовые электрические сети и их эксплуатация
 
Тема 4.1 Распределение электроэнергии Канализация электроэнергии. Судовые сети
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Судовые кабели и провода Расчет и выбор и их защита
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Измерение сопротивления изоляции мегаомметром
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.2 Общие сведения о сетях. Производить расчет, выбор и проверку отдельных элементов СЭЭС, в частности шин, кабельных линий, автоматических выключателей
Самостоятельная работа:
1
 
Принципы построения и работы СЭЭС. Расчет, выбор и проверка ее отдельных элементов

Курсовое проектирование:
22
 
8 семестр
 
Раздел 5. Автоматизация судовых электроэнергетических систем
 
Тема 5.1 Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Автоматическое регулирования напряжения СГ с независимым возбуждением
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.3 Автоматическое регулирования напряжения генераторов с самовозбуждением и тиристорными регуляторами
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.4 Структурная схема автоматизированной СЭС
Лекция (урок):
2
 
Раздел 6. Автоматизация судовых электростанций
 
Тема 6.1 Общие сведения
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.2 Блок синхронизации генераторов БСГ
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.3 Автоматическое распределение активных нагрузок с использованием т.н.ведущего генератора
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.4 Функциональная схема блока распределения активных нагрузок генераторов БРНГ
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.5 Датчик УРМ-35Д
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.6 Распределение реактивной нагрузки между параллельно работающими СГ
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Комплексная автоматизация, техническая эксплуатация СЭЭС
 
Тема 7.1 Аварийные электрические станции. Понятия о комплексной автоматизации судов

Лекция (урок):
2
 
Тема 7.2 Организация технической эксплуатации СЭЭС. Безопасность при эксплуатации судовых электроэнергетических систем

Лекция (урок):
2
 
Тема 7.2 Общие сведения об автоматических регуляторах напряжения и системах самовозбуждения. Цель: Ознакомиться с многообразием регеляторов напряжения  и схем самовозбуждения СГ

Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 8. Электрическое освещение
 
Тема 8.1 Общие сведения о судовом электрическом освещении
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.2 Основные светотехнические величины
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.3 Электрические источники света. Светильники и прожекторы. Сигнально-отличительные огни

Лекция (урок):
2
 
Тема 8.3 Сигнально-отличительные огни. Работа коммутатора сигнально-отличительных огней
Лабораторные занятия:
8
 
Раздел 9. Электронагревательные приборы
 
Тема 9.1 Судовые электронагревательные приборы. Судовые отопительные приборы. Техническое обслуживание электронагревательных приборов

Лекция (урок):
2
 
Диф.зачет
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.