ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- электротехнологию и теорию электрических машин
- основы электроники и силовой электроники
- электрические распределительные щиты и электрооборудование
Уметь:
- понимать опасность и применять меры предосторожности, требуемые для эксплуатации силовых систем напряжением выше
1000 вольт
Иметь практический опыт:
- особенности распределения нагрузки и переключение генераторов
Уметь:
- осуществлять соединение и отсоединение распределительных щитов и распределительных пультов
Иметь практический опыт:
- особенности работы гребных электрических установок судов, электромоторов и систем управления
- особенности высоковольтных систем и опасности, связанные с рабочим напряжением более 1000 вольт
Уметь:
- обеспечивать безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание высоковольтных систем
Иметь практический опыт:
- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием
Уметь:
- организовывать обнаружение неисправностей в электроцепях, установление мест неисправностей и меры по предотвращению повреждений
Иметь практический опыт:
- электрические и электронные системы, эксплуатирующиеся в районах возможного воспламенения
Уметь:
- выполнять безопасные процедуры технического обслуживания и ремонта
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный кон-текст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
- смежных областях; методы работы в профессио-нальной и смежных сферах;
- структуру плана для решения задач;
- порядок оценки результатов решения задач профес-сиональной деятельности
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессио-нальном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необ-ходимую для решения задачи и/или проблемы;
- составлять план действия;
- определять необходимые ресурсы;
- владеть актуальными методами работы в професси-ональной и смежных сферах;
- реализовывать составленный план;
- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Иметь практический опыт:
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приёмы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска;
- оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- содержание актуальной нормативно-правовой документации;
- современная научная и профессиональная терминология; /
- возможные траектории профессионального развития и самообразования
Уметь:
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Иметь практический опыт:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
- особенности произношения;
- правила чтения текстов профессиональной направленности
Уметь:
- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Иметь практический опыт:
- вводить в работу и выводить из работы любой из агрегатов в заведовании электромеханической службы, обеспечивающей мореплавание и живучесть судна;
- осуществлять бесперебойное переключение питания от разных источников электроэнергии; определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;
- производить пуск и регулировку электропривода;
Уметь:
- характеристик, режимов работы и эксплуатации трансформаторов и преобразователей; характеристик, режимов работы и эксплуатации судовых генераторов, основных принципов параллельной работы генераторов, особенностей распределения активных и реактивных мощностей при работе синхронных генераторов в параллель;
- характеристик, эксплуатации и области применения коммутационной и защитной аппаратуры;
Иметь практический опыт:
- назначения и технических характеристик оборудования;
- основ устройства и принципа работы главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем управления рулём, грузового устройства, палубных механизмов и систем жизнеобеспечения;
Уметь:
- производить подготовку к работе системы управления и сигнализации главной двигательной установки и вспомогательных механизмов;
- осуществлять безопасную эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, включая правила технической эксплуатации, судовые инструкции и руководства изготовителей, правила техники безопасности, экологической безопасности;
Иметь практический опыт:
часов
Введение.
1. Судовая электроэнергетическая сисчтема СЭЭС.Определение, схемные варианты.
Классификация, структура и состав судовых электростанций.
Род тока и параметры
Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт.
Методы определения мощности судовых электростанций
2. Источники, преобразователи, накопители электрическойм энергии. Генераторы постоянного и переменного тока. Валогенераторы
3. Параллельная работа генераторов
Письменная работа
4. Аккумуляторы и зарядные устройства Требования Правил РРР к аккумуляторным батареям и аккум. помещениям
Лабораторная работа № 1. «Измерение плотности электролита в аккумуляторах»
5. Перспективные источники электроэнергии на судах
6. Требования Российского Речного Регистра к судовым источникам электроэнергии
Эксплуатация судовых электростанций
Коммутационная, защитная и сигнальная аппаратура распределительных устройств
Лабораторная работа № 2. «Изучениеавтоматических выключателей»
1. Сигнальная аппаратура распределительных устройств Реле РОМ и РОТ
Генераторные автоматы
2. Судовые электрораспределительные устройства
Лаборатораная работа № 3. «Исследование контакторов и магнитных пускателей переменного тока»
1. Распределение электроэнергии Канализация электроэнергии. Судовые сети
Повторение изученного материала
2. Судовые кабели и провода Расчет и выбор и их защита
Лабораторная работа № 4. «Измерение сопротивления изоляции мегаомметром»
1. Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов
2. Автоматическое регулирования напряжения СГ с независимым возбуждением
3. Автоматическое регулирования напряжения генераторов с самовозбуждением и тиристорными регуляторами
4. Структурная схема автоматизированной СЭС
Общие сведения об автоматических регуляторах напряжения и системах самовозбуждения
Цель: Ознакомиться с многообразием регеляторов напряжения и схем самовозбуждения СГ
1. Общие сведения
2. Блок синхронизации генераторов БСГ
3. Автоматическое распределение активных нагрузок с использованием т.н.ведущего генератора
4. Функциональная схема блока распределения активных нагрузок генераторов БРНГ
5. Датчик УРМ-35Д
6. Распределение реактивной нагрузки между параллельно работающими СГ
1. Аварийные электрические станции
Понятия о комплексной автоматизации судов
2. Организация технической эксплуатации СЭЭС
Безопасность при эксплуатации судовых электроэнергетических систем
1. Общие сведения о судовом электрическом освещении
2. Основные светотехнические величины
3. Электрические источники света. Светильники и прожекторы. Сигнально-отличительные огни
Лабораторная работа № 5. Сигнально-отличительные огни Работа коммутатора сигнально-отличительных огней
Электрические источники света
Цель: Ознакомиться и изучить разнообразные в том числе перспективные источники света
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.