2022-2023_26_02_06_51_21_1234-6217_osf_Техническая эксплуатация электроэнергетических систем
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»
26.02.06 – Раздел 1.03. – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – Раздел 1.03. – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Электротехнических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Михеева Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- электротехнологию и теорию электрических машин

- основы электроники и силовой электроники

- электрические распределительные щиты и электрооборудование

Уметь:

- понимать опасность и применять меры предосторожности, требуемые для эксплуатации силовых систем напряжением выше

1000 вольт

Иметь практический опыт:

К1.1 Наблюдение за эксплуатацией электрических и электронных систем, а также систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности распределения нагрузки и переключение генераторов

Уметь:

- осуществлять соединение и отсоединение распределительных щитов и распределительных пультов

Иметь практический опыт:

К1.3 Эксплуатация генераторов и распределительных систем
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности работы гребных электрических установок судов, электромоторов и систем управления

- особенности высоковольтных систем и опасности, связанные с рабочим напряжением более 1000 вольт

Уметь:

- обеспечивать безопасную эксплуатацию и техническое обслуживание высоковольтных систем

Иметь практический опыт:

К1.4 Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1 000 вольт
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности для работы с судовыми электрическими системами, включая безопасное отключение электрического оборудования, требуемое до выдачи персоналу разрешения на работу с таким оборудованием

Уметь:

- организовывать обнаружение неисправностей в электроцепях, установление мест неисправностей и меры по предотвращению повреждений

Иметь практический опыт:

К2.1 Техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- электрические и электронные системы, эксплуатирующиеся в районах возможного воспламенения

Уметь:

- выполнять безопасные процедуры технического обслуживания и ремонта

Иметь практический опыт:

К2.5 Техническое обслуживание и ремонт систем управления и безопасности бытового оборудования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальный профессиональный и социальный кон-текст, в котором приходится работать и жить;

- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и

- смежных областях; методы работы в профессио-нальной и смежных сферах;

- структуру плана для решения задач;

- порядок оценки результатов решения задач профес-сиональной деятельности

Уметь:

- распознавать задачу и/или проблему в профессио-нальном и/или социальном контексте;

- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи;

- выявлять и эффективно искать информацию, необ-ходимую для решения задачи и/или проблемы;

- составлять план действия;

- определять необходимые ресурсы;

- владеть актуальными методами работы в професси-ональной и смежных сферах;

- реализовывать составленный план;

- оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

- приёмы структурирования информации;

- формат оформления результатов поиска информации

Уметь:

- определять задачи для поиска информации;

- определять необходимые источники информации;

- планировать процесс поиска;

- структурировать получаемую информацию;

- выделять наиболее значимое в перечне информации;

- оценивать практическую значимость результатов поиска;

- оформлять результаты поиска

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- содержание актуальной нормативно-правовой документации;

- современная научная и профессиональная терминология; /

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

- применять современную научную профессиональную терминологию;

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

- особенности произношения;

- правила чтения текстов профессиональной направленности

Уметь:

- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

- кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

- писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- вводить в работу и выводить из работы любой из агрегатов в заведовании электромеханической службы, обеспечивающей мореплавание и живучесть судна;

- осуществлять бесперебойное переключение питания от разных источников электроэнергии; определять работоспособность и осуществлять настройку систем защиты генераторов;

- производить пуск и регулировку электропривода;

Уметь:

- характеристик, режимов работы и эксплуатации трансформаторов и преобразователей; характеристик, режимов работы и эксплуатации судовых генераторов, основных принципов параллельной работы генераторов, особенностей распределения активных и реактивных мощностей при работе синхронных генераторов в параллель;

- характеристик, эксплуатации и области применения коммутационной и защитной аппаратуры;

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- назначения и технических характеристик оборудования;

- основ устройства и принципа работы главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем управления рулём, грузового устройства, палубных механизмов и систем жизнеобеспечения;

Уметь:

- производить подготовку к работе системы управления и сигнализации главной двигательной установки и вспомогательных механизмов;

- осуществлять безопасную эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, включая правила технической эксплуатации, судовые инструкции и руководства изготовителей, правила техники безопасности, экологической безопасности;

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 6, 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Электрические аппараты
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная практика
 
- Проведение государственного экзамена
 
- Ремонт судового электрооборудования
 
- Техническая эксплуатация ЭСА и контроль СТС
 
- Цифровые устройства автоматики
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 113 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
108
26
38
44
В том числе: 
Лекционные занятия
66
22
30
14
Лабораторные занятия
20
4
8
8
Курсовое проектирование
22
22
Самостоятельная работа
5
1
3
1
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
113
27
41
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

Введение.

1. Судовая электроэнергетическая сисчтема СЭЭС.Определение, схемные варианты.

Классификация, структура и состав судовых электростанций.

Род тока и параметры

Эксплуатация и техническое обслуживание силовых систем с напряжением выше 1000 вольт.

Методы определения мощности судовых электростанций

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Источники, преобразователи, накопители электрическойм энергии. Генераторы постоянного и переменного тока. Валогенераторы 

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Параллельная работа генераторов

3
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Самостоятельная работа:

Письменная работа

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Аккумуляторы и зарядные устройства Требования Правил РРР к аккумуляторным батареям и аккум. помещениям

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.1 Судовые электрические станции и их эксплуатация
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 1. «Измерение плотности электролита в аккумуляторах»

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

5. Перспективные источники электроэнергии на судах

4
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 1.1 Судовые электрические станции и их эксплуатация
Лекция (урок):

6. Требования Российского Речного Регистра к судовым источникам электроэнергии

Эксплуатация судовых электростанций

3
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
6 семестр
 
Раздел 2. 
 
Лекция (урок):

Коммутационная, защитная и сигнальная аппаратура распределительных устройств

7
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.1 Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 2. «Изучениеавтоматических выключателей»

3
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Сигнальная аппаратура распределительных устройств Реле РОМ и РОТ

Генераторные автоматы

2. Судовые электрораспределительные устройства

7
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Судовые распределительные устройства и электроаппаратура
Лабораторные занятия:

Лаборатораная работа № 3. «Исследование контакторов и магнитных пускателей переменного тока»

3
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Раздел 3. 
 
Лекция (урок):

1. Распределение электроэнергии Канализация электроэнергии. Судовые сети

8
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Самостоятельная работа:

Повторение изученного материала

3
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Судовые кабели и провода Расчет и выбор и их защита

8
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 3.1 Судовые электрические сети и их эксплуатация
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 4. «Измерение  сопротивления изоляции мегаомметром»

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
8 семестр
 
Раздел 4. 
 
Лекция (урок):

1. Системы возбуждения и автоматического регулирования напряжения генераторов

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Автоматическое регулирования напряжения СГ с независимым возбуждением

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 4.1 Автоматизация судовых электроэнергетических систем
Лекция (урок):

3. Автоматическое регулирования напряжения генераторов с самовозбуждением и тиристорными регуляторами

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Структурная схема автоматизированной СЭС

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 4.1 Автоматизация судовых электроэнергетических систем
Самостоятельная работа:

Общие сведения об автоматических регуляторах напряжения и системах самовозбуждения

Цель: Ознакомиться с многообразием регеляторов напряжения и схем самовозбуждения СГ

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Блок синхронизации генераторов БСГ

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Автоматическое распределение активных нагрузок с использованием т.н.ведущего генератора

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Функциональная схема блока распределения активных нагрузок генераторов БРНГ

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

5. Датчик УРМ-35Д

1
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 4.2 Автоматизация судовых электростанций
Лекция (урок):

6. Распределение  реактивной нагрузки между параллельно работающими СГ

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Аварийные электрические станции

Понятия о комплексной автоматизации судов

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 4.3 Комплексная автоматизация, техническая эксплуатация СЭЭС
Лекция (урок):

2. Организация технической эксплуатации СЭЭС

Безопасность при эксплуатации судовых электроэнергетических систем

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Раздел 5. 
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о судовом электрическом освещении

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Основные светотехнические величины

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Электрические источники света. Светильники и прожекторы. Сигнально-отличительные огни

2
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Лабораторные занятия:

Лабораторная работа № 5. Сигнально-отличительные огни Работа коммутатора сигнально-отличительных огней

8
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Тема 5.1 Электрическое освещение
Самостоятельная работа:

Электрические источники света

Цель: Ознакомиться и изучить разнообразные в том числе перспективные источники света

0,5
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
Курсовое проектирование:
22
К1.1,К1.3,К1.4,К2.1,К2.5,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация электроэнергетических систем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Российский Речной Регистр. Правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации (ПОСЭ):. - , 2017. - 
 
2. Жадобин Н.Е., Крылов П.П. «ГИЕПАС»:микропроцессорная система управления судовой электроэнергетической установкой:Учебный справочник. - Элмор, 2020. - 
 
3. Г. М. Михеев Электростанции и электрические сети. Диагностика и контроль электрооборудования  [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88012.html 
 
4. Л.Ф. Мокеров Энергетические установки и электрооборудование судов  [Электронный ресурс]:Методические рекомендации по выполнению практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97331.html 
 
5. А.Н.Пипченко  Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления :Учебное пособие. - ТЭС, 2016. - 
 
6. Малышев Электротехнические материалы Ч: 1. Судовые кабели:Учебное пособие. - ГУМРФ им.адм.Макарова , 2016. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Судовой механик: справочник/авт. коллектив под ред Фока А.А. в 3-х томах.Том 3:. - , 2016. - 
 
2. Дейнего Ю.Г.  Судовой механик технический минимум +СД:. - , 2018. - 
 
3. Авдеев Б.А.  Элементы и функциональные устройства судовой автоматики:. - , 2018. - 
 
4. Алексеев Н.А., Виноградов А.А.  Судовые микропроцессорные системы управления:. - , 2017. - 
 
5. Е. В. Попов Устройство и эксплуатация электрических аппаратов. Часть 1. Коммутационные электрические аппараты [Электронный ресурс]:Конспект лекций. - Московская государственная академия водного транспорта, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46877.html 
 
6. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты:. - , 2013. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.