2021-2022_23_02_01_51_21_1234-6217_osf_История
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
23.02.01 – БД.06 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – БД.06 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 117 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
35
15
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
117
51
66
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
 
Введение. История как наука, её цели, задачи и значение для будущих специалистов морского флота
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.1 Древний Восток и античный мир
Лекция (урок):
1
 
Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
 
Тема 2.1 Страны Западной Европы в раннее средневековье
Лекция (урок):
1
 
Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века
 
Тема 3.1 Происхождение славян. Начало Руси
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.2 Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси и зарождение феодальных отношений
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Княжества в период политической раздробленности Руси
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.4 Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.5 Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.6 Правление Ивана Грозного. Опричнина: причины, сущность, последствия
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.7 Смутное время
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.8 Первые Романовы. «Бунташный век»
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.8 «Русская культура в XIV – XVII веках». Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 3.9 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в XVII веке
Лекция (урок):
2
 
Раздел 4. Россия в XVIII веке
 
Тема 4.1 Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. Создание Российского флота и его первые успехи
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.1 Важнейшие военно-морские битвы петровской эпохи. Зарождение и становление военно-морских традиций Российского флота. Просмотр видеозаписей по заданной теме
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 4.2 Дворцовые перевороты (1725-1762гг) Проблема петровского наследства
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.4 Павел 1
Лекция (урок):
1
 
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XIX вв.
 
Тема 5.1 Государство и общество стран Западной Европы в XVII – начале XIX века
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.1 «Великие географические открытия в XVI – XVIII веках». Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
2
 
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 5.1 «Эпоха Просвещения». Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
3
 
2 семестр
 
Раздел 6. Россия в Х1Х веке
 
Тема 6.1 Александр I: трагедия реформаторства
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.2 Отечественная война 1812 года. Движение декабристов
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.2 «XIX век – золотой век российской культуры». Конспектирование источников
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 6.3 Россия при Николае I
Лекция (урок):
2
 
Консультации:
2
 
Тема 6.4 Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.4 «Реформы российской армии и флота в XIX веке» Написание реферата
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 6.5 Патриархальное правление Александра III
Лекция (урок):
1
 
Тема 6.5 «Зарождение первых политических партий и их влияние на демократический процесс в стране». Создание презентации
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 7. От Новой истории к Новейшей
 
Тема 7.1 Николай II. Страна и люди в процессе модернизации. Героический подвиг Г.Я. Седова
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.2 Русско-японская война. Начало первой русской революции
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.3 «Думская монархия» в России. Столыпинская аграрная реформа
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.4 Россия в первой мировой войне
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.5 Год 1917 – от февраля к Октябрю
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.5 «Политические партии России в революциях 1917г. Трагедия российского либерализма». Поиск необходимой информации в сети Интернет
Самостоятельная работа:
0
 
Тема 7.6 Гражданская война и интервенция. Укрепление советской власти
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.6 Иллюзии и реальность «военного коммунизма»
Лекция (урок):
1
 
Раздел 8. Межвоенный период (1918-1939)
 
Тема 8.1 Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. Образование СССР
Лекция (урок):
2
 
Тема 8.1 «Политические процессы в СССР в 20-40гг ХХ века. Борьба с инакомыслием». Поиск необходимой информации в сети Интернет
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 8.2 Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны. СССР на пороге войны
Лекция (урок):
2
 
Раздел 9. Вторая мировая война
 
Тема 9.1 Начало второй мировой войны
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.1 «Источники и причины зарождения фашизма в Германии». Конспектирование источников
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 9.2 СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.2 «Битва за Северный Кавказ. Освобождение Ростова на Дону. Конспектирование источников
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 9.3 Блокада Ленинграда
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.4 Сталинградская битва
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.4 «Ясско-Кишинёвская» операция. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 9.5 На крутом переломе войны. Курская битва
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.6 Развитие партизанского движения. Борьба в тылу врага
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.6 «Меры советского руководства по переводу экономики страны на военный лад». Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 9.7 Освобождение Украины и Белоруссии. Битва за Берлин
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.7 «Освобождение народов Западной Европы от фашизма». Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 9.8 Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.9 Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии
Лекция (урок):
2
 
Тема 9.9 «Нюрнбергский процесс». Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 10. СССР в 1945—1991 гг. Современный мир
 
Тема 10.1 Страна в середине 40-х и 60-х гг.
Лекция (урок):
2
 
Тема 10.2 Варианты послесталинского развития. ХХ и ХХII съезды КПСС - исторические повороты в развитии государства и общества
Лекция (урок):
2
 
Тема 10.2 «Советская наука в годы хрущёвской «оттепели». Поиск необходимой информации в сети Интернет
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 10.3 Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». Трансформация политического режима
Лекция (урок):
2
 
Тема 10.4 Перестройка и её предыстория. Нарастание внутриполитического кризиса и дезинтеграция СССР
Лекция (урок):
1
 
Раздел 11. Россия  на рубеже ХХ–—XXI веков
 
Тема 11.1 «Гласность» и «революция умов»
Лекция (урок):
1
 
Тема 11.1 «Роль М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина в демократизации страны». Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 11.2 Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
Лекция (урок):
1
 
Тема 11.2 «Многопартийность в России и её вклад в развитие политической системы в стране». Поиск необходимой информации в сети Интернет
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
2
 
Итоговое занятие за 2 семестр
Лекция (урок):
1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.