2021-2022_23_02_01_51_21_1234-6217_osf_Обществознание
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание»
23.02.01 – БД.07 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – БД.07 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обществознание»

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 117 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
35
15
20
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
117
51
66
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
 
Введение. Социальные науки. Обществознание как социальная наука
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Основные отличия человека от животного
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.2 Социализация личности. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Лекция (урок):
1
 
Тема 1.2 Роль религии в современном мире
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 1.3 Сознание. Мировоззрение. Способности личности
Лекция (урок):
1
 
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
 
Тема 2.1 Понятие общества. Структура общества
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.1 «Невидимая рука рынка» - роль А. Смита в формировании капиталистических отношений
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 2.2 Общественный прогресс и регресс. Многовариантность общественного развития: эволюция и революция
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.2 Роль «мирового» рынка в продуктовой безопасности стран мира
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 2.3 Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.4 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблемы. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.5 Познание и знание. Понятие истины и ее критерии
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.6 Потребности и интересы
Лекция (урок):
1
 
Тема 2.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность
Лекция (урок):
1
 
Раздел 3. Духовная культура личности и общества
 
Тема 3.1 Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.1 «Кастовая система Древней Индии»
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 3.2 Наука и ее роль в жизни общества
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.2 Становление «устных запретов» нормами морали
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 3.3 Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.4 Мировые религии. Религия как феномен культуры. Мораль. Основные принципы и нормы морали
Лекция (урок):
1
 
Тема 3.5 Искусство. Виды искусств
Лекция (урок):
1
 
Другие формы промежуточной аттестации
Лекция (урок):
1
 
Раздел 4. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. Рынок. Роль государства в экономике. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция
 
Тема 4.1 Экономика как наука о хозяйстве. Главные вопросы экономики
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.2 Факторы производства. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.2 Гражданское общество - как участник политического процесса
Самостоятельная работа:
2
 
Тема 4.3 Собственность.
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.4 Рынок и рыночные механизмы. Спрос. Предложение
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.5 Конкуренция. Издержки, выручка, прибыль
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.6 Деньги. Функция денег
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.7 Банковская система, Кредиты. Ценные бумаги
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.8 Рынок труда и безработица. Заработная плата. Понятие безработицы, её причины. Виды безработицы
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.9 Инфляция
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.10 Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.11 Роль государства в экономике. Виды налогов
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.12 Государственный бюджет. Государственный долг
Лекция (урок):
2
 
Консультации:
2
 
2 семестр
 
Раздел 5. Политика и власть. Государство в политической системе. Участники политического процесса
 
Тема 5.1 Понятие власти. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.1 Происхождение властных отношений в РФ
Самостоятельная работа:
5
 
Тема 5.2 Формы государства:  формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Право «сецессии» в советских конституциях
Самостоятельная работа:
5
 
Тема 5.3 Гражданское общество и правовое государство
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Правоприменительная практика подросткого терроризма в РФ
Самостоятельная работа:
5
 
Тема 5.5 Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательные системы: понятие, характеристика основных типов
Лекция (урок):
2
 
Раздел 6. Социальная роль и стратификация. Социальные нормы и конфликты. Важнейшие социальные общности и группы
 
Тема 6.1 Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.1 История возникновения  социальных конфликтов
Самостоятельная работа:
5
 
Тема 6.2 Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.3 Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.4 Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.5 Социальный конфликт
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.6 Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.7 Социальный статус и престиж. Социальная роль.
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.8 Семья и брак
Лекция (урок):
2
 
Раздел 7. Правовое регулирование общественных отношений. Основы конституционного права Российской Федерации. Отрасли российского права. Международное право
 
Тема 7.1 Понятие, признаки и функции права. Источники права, их виды
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.2 Система права: нормы, институты, отрасли права
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.3 Правоотношения, понятие, структура. Правомерное и противоправное поведение. Правонарушение, его признаки и виды
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.5 Основы гражданского права. Имущественные и неимущественные права
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.6 Основы трудового права. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.  Заработная плата
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.7 Основы семейного права
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.8 Основы административного права 
Лекция (урок):
2
 
Тема 7.9 Гражданство РФ. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.10 Понятие, особенности и функции международного права. Источники международного права. Соотношение внутригосударственного и международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Лекция (урок):
1
 
Консультации:
2
 
Итоговый дифференцированный зачет
Лекция (урок):
1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.