2021-2022_23_02_01_51_21_1234-6217_osf_Физика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физика»
23.02.01 – ПОО.01 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ПОО.01 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физика»

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Физика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Физика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Физика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
117
51
66
В том числе: 
Лекционные занятия
117
51
66
Самостоятельная работа
53
14
39
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
180
71
109
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение в физику
 
Тема 1.1 Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.1 Введение. Предмет физика и техника. Физическая картина мира. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 2. Механика с элементами теории относительности
 
Тема 2.1 Механическое движение и его виды. Относительность движения
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.1 Механическое движение и его виды. Относительность движения. Проработать конспект занятия и учебной литературы
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 2.2 Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3 Определение скорости тела относительно различных систем отчёта
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.4 Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Криволинейное движение
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.4 Равномерное прямолинейное движение. Скорость, координаты и пройденный путь. Решение задач, карточки с заданиями
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 2.5 Движение по окружности. Угловая и линейная скорость. Период и частота вращения
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.5 Равномерное движение материальной точки по окружности. Проработать конспект занятия и учебной литературы, подготовить сообщение о И.Ньютоне
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
1
 
Тема 2.6 Основная задача динамики. Масса
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.7 Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.8 Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела
Лекция (урок):
2
 
Консультации:
1
 
Тема 2.9 Движение тела под действием нескольких сил
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.10 Силы. Сила трения. Сила упругости
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.11 Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.11 Основная задача динамики. Масса. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести, Вес тела. Конспект. Тест движение 
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
1
 
Тема 2.12 Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.13 Закон сохранения импульса
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.14 Закон сохранения полной механической энергии
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.14 Реактивное движение. Реактивная сила. Закон охранения момента импульса. Работа. Мощность. Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения импульса. Закон сохранения полной механической энергии. Проработать конспект занятий по учебной литературе
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 2.15 Принцип относительности Галилея-Эйнштейна. Закон сложения скоростей
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.15 Небесные координаты. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Проработать конспект занятий по учебной литературе
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
1
 
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
 
Тема 3.1 Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа

Лекция (урок):
2
 
Тема 3.2 Изучение закона Паскаля
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.2 Основные положения МКТ. Давление. Уравнение состояния идеального газа. Проработать конспект занятий по учебной литературе
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 3.3 Температура. Абсолютная шкала температур
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.4 Изопроцессы. Газовые законы
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.4 Температура. Абсолютная шкала температур. Изопроцессы. Газовые законы. Графики изопроцессов. Проработать конспект занятий по учебной литературе
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 3.5 Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.6 Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.6 Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа. Первое начало термодинамики. Понятие о втором начале  термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловая машина. КПД тепловых двигателей. Подготовить сообщение об истории развития термометра
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
1
 
Тема 3.7 Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.7 Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Доклад «Вечный двигатель возможен?»
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 3.8 Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка
Лекция (урок):
2
 
Консультации:
1
 
Тема 3.9 Агрегатные состояния вещества
Лекция (урок):
3
 
Тема 3.9 Кристаллическая структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Проработать конспект занятий по учебной литературе
Самостоятельная работа:
1
 
2 семестр
 
Раздел 4. Основы электродинамики
 
Тема 4.1 Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.4 Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.4 Электризация тел. Заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость среды. Проработать конспект занятий по учебной литературе

Самостоятельная работа:
3
 
Тема 4.5 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.6 Изучение последовательного соединения конденсаторов
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.7 Изучения параллельного соединения конденсаторов
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.7 Электрическая емкость. Конденсаторы и их соединения. Проработать конспект занятия и учебной литературы
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 4.8 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.9 Последовательное и параллельное соединение резисторов
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.10 Работа и мощность тока
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.10 Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Доклад «Электростатическая защита»

Самостоятельная работа:
3
 
Консультации:
1
 
Тема 4.11 Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.12 Полупроводниковые приборы
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.13 Электрический ток в металлах, полупроводниках, жидкостях и газах
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.13 Электрическая проводимость веществ. Сверхпроводимость. Проработать конспект занятия и учебной литературы. Природа ферромагнетизма. Пьезоэлектрический эффект его применение

Самостоятельная работа:
4
 
Тема 4.14 Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.15 Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.16 Исследование фоторезистора
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.16 Магнитное поле. Его свойства. Характеристика магнитного поля. Сообщения «Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.»
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 4.17 Явление электромагнитной индукции
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.18 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.18 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Проработать коснпект лекций
Самостоятельная работа:
3
 
Консультации:
1
 
Раздел 5. Колебания и волны
 
Тема 5.1 Колебательное движение. Виды колебательного движения
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Изучение колебаний нитяного маятника
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.3 Свободные и вынужденные гармонические колебания
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.3 Колебательное движение. Виды колебательного движения. Проработать конспект занятия и учебной литературы
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 5.4 Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.5 Вынужденные электромагнитные колебания
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.5 Свободные электромагнитные колебания в контуре. Частота, период колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Проработать конспект занятия и учебной литературы
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 5.6 Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.5 Закон Ома для цепей переменного тока. Мощность. Трансформатор. Сообщение «Оптические явления в атмосфере». Подготовить сообщение о изобретении радио

Самостоятельная работа:
4
 
Тема 5.7 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.8 Принципы радиосвязи
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.6 Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Сообщение «Изобретение радио А.С.Поповым»
Самостоятельная работа:
3
 
Тема 5.9 Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.10 Построение изображения в собирающей линзе
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.11 Построение изображения в рассеивающей линзе 
Лекция (урок):
4
 
Тема 5.11 Отражение света. Законы отражения света. Преломление света. Законы преломления. Сообщение «Устройство фотоаппарата»
Самостоятельная работа:
3
 
Консультации:
1
 
Раздел 6. Ядерная физика
 
Тема 6.1 Модель атома резерфорда и Бора
Лекция (урок):
4
 
Тема 6.2 Контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.2 Модель атома резерфорда и Бора. Подготовить сообщение о ядерной энергетике
Самостоятельная работа:
2
 
Консультации:
1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Физика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.