2021-2022_23_02_01_51_21_1234-6217_osf_География
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География»
23.02.01 – ПД.02 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ПД.02 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «География» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «География» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
50
21
29
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
63
81
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. География как наука
 
Тема 1.1 География как наука
Лекция (урок):
2,5
 
Тема 1.2 Составление классификации стран по различным признакам
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.4 Характеристика по картам экономико-географического положения страны
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.4 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Геополитика. 2. Международные отношения в современном мире. 3. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. 4. Монархии на политической карте мира

Самостоятельная работа:
4,5
 
Консультации:
3
 
Раздел 2. Политическая карта мира
 
Тема 2.1 Политическая карта мира
Лекция (урок):
4,5
 
Тема 2.2 Политическая карта мира
Лекция (урок):
4
 
Тема 2.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Геополитика. 2. Международные отношения в современном мире. 3. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран. 4. Монархии на политической карте мира

Самостоятельная работа:
4,5
 
Консультации:
3
 
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
 
Тема 3.1 География мировых природных ресурсов
Лекция (урок):
4,5
 
Тема 3.2 Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира
Лекция (урок):
4
 
Тема 3.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Экологические проблемы мира. 2. Современное состояние освоения планеты. 3. Проблемы мирного освоения космоса. 4. Рекреационные ресурсы. 5. Культурно-исторические центры мира

Самостоятельная работа:
6
 
Консультации:
2
 
Раздел 4. География населения мира
 
Тема 4.1 География населения мира
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Графический анализ изменений численности населения мира
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 Составление таблицы: «Основные языковые группы»
Лекция (урок):
1,5
 
Тема 4.4 Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов. Контрольная работа (часть I)
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.5 Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах
Лекция (урок):
1
 
Тема 4.5 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. «Демографический взрыв», его причины и последствия. 2. Депопуляция. 3. Главные историко-культурные центры мира. 4. Современные функции и проблемы крупных городов. 5. «Утечка умов»

Самостоятельная работа:
6
 
2 семестр
 
Раздел 5. Мировое хозяйство, основные этапы его развития
 
Тема 5.1 Мировое хозяйство, основные этапы его развития
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Мировая торговля и туризм
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.3 Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.4 Составление характеристики двух промышленных районов
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.5 Выявление закономерностей освоения различных территорий
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.6 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов
Лекция (урок):
1
 
Тема 5.7 Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйством и природными условиями
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.7 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм
Самостоятельная работа:
6
 
Консультации:
1
 
Раздел 6. Регионы и страны мира
 
Тема 6.1 Регионы и страны мира
Лекция (урок):
1
 
Тема 6.2 Составление картосхемы «Границы субрегионов мира»
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 6.1 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм

Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 7. Страны Зарубежной Европы
 
Тема 7.1 Страны Восточной, Западной, Центральной, Южной и Северной Европы, Союзы в Европе
Лекция (урок):
1
 
Тема 7.2 Составление сравнительной характеристики двух европейских стран с учетом природной, социально-экономической специфики на основе различных источников информации
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 7.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях.  Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм 
Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 8. Страны Зарубежной Азии, Океании, Австралия
 
Тема 8.1 Страны Зарубежной Азии, Океании, Австралия
Лекция (урок):
1
 
Тема 8.2 Характеристика размещения хозяйства Австралии или одной из стран Азии и Океании
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 8.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм

Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 9. Страны Африки
 
Тема 9.1 Страны Африки
Лекция (урок):
1
 
Тема 9.2 Определение по статистическим материалам тенденции изменения отраслевой структуры хозяйства отдельных стран Африки
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 9.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм
Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 10. Страны Северной Америки
 
Тема 10.1 Страны Северной Америки
Лекция (урок):
1
 
Тема 10.2 Сравнение международной специализации стран Северной Америки, объяснение различий
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 10.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм

Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 11. Страны Латинской Америки
 
Тема 11.1 Страны Латинской Америки
Лекция (урок):
1
 
Тема 11.2 Сравнение международной специализации странЛатинской Америки
Лекция (урок):
0,5
 
Тема 11.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм

Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 12. Номенклатура стран, регионов и портов Мира
 
Тема 12.1 Работа с картами - номенклатура стран, регионов и портов Мира
Лекция (урок):
2
 
Тема 12.1 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Научно-техническая революция. 2. Сельское хозяйство и его роль в современноммре. 3. Международные магистрали и транспортные узлы. 4. География мировых валютно-финансовых отношений. 5. Международный туризм

Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
5
 
Раздел 13. Россия в современном мире
 
Тема 13.1 Россия на политической карте мира. Отрасли международной специализации России
Лекция (урок):
4
 
Тема 13.2 Работа с картами - номенклатура крупных промышленных и транспортных центров России; экономико-географическое районирование и федеральные округа России
Лекция (урок):
2
 
Тема 13.3 Роль России в производстве важнейших видов мировой промышленности и сельскохозяйственной продукции, ее внешнеторговые связи
Лекция (урок):
5
 
Тема 13.3 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Россия на карте мира. 2. Население России. 3. Народы России. 4. Государственная территория России. 5. Национальная кухня России

Самостоятельная работа:
11
 
Консультации:
1
 
Раздел 14. Глобальные проблемы человечества
 
Тема 14.1 Глобальные проблемы человечества
Лекция (урок):
4
 
Тема 14.2 Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем человечества». Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества
Лекция (урок):
5
 
Тема 14.2 Анализ материала лекции. Работа с литературой. Цель: закрепление теоретических знаний, полученных на контактных занятиях. Учебные вопросы: 1. Экологическая проблема. 2. Демографическая проблема. 3. Продовольственная проблема. 4. Проблемы Мирового океана

Самостоятельная работа:
2
 
Консультации:
1
 
Зачетное занятие
Лекция (урок):
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.