2021-2022_23_02_01_51_21_1234-6217_osf_Информатика
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
23.02.01 – ЕН.02 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Индекс:

(Файл)

23.02.01 – ЕН.02 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Информатика»

Специальность
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 376)», учебного плана по специальности «23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3, 4 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 127 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
88
48
40
В том числе: 
Лекционные занятия
44
24
20
Лабораторные занятия
44
24
20
Самостоятельная работа
33
23
10
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Общая трудоемкость дисциплины
127
75
52
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Информационная деятельность человека
 
Тема 1.1 Место и роль информатики в профессиональной деятельности
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.2 Информационные технологии в логистике
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.3 Инструментарий информационных технологий
Лекция (урок):
2
 
Тема 1.1-1.3 Место и роль информатики в профессиональной деятельности. Информационные технологии в логистике. Инструментарий ИТ. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии. Создание презентации

Самостоятельная работа:
3
 
Раздел 2. Общий состав и структура ЭВМ и вычислительных систем, программное обеспечение
 
Тема 2.1 Архитектура современных ПК
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.2 Периферийные устройства ПК
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.2 Базовая аппаратная конфигурация. Внутреннее устройство системного блока
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.1-2.2 Архитектура современных ПК. Периферийные устройства. Написание реферата

Самостоятельная работа:
4
 
Тема 2.3 Классификация программного обеспечения. Программная конфигурация ПК
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3 Операционные системы
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3 Работа с графической операционной системой
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 2.3 Работа с каталогами и файлами. Служебные приложения
Лабораторные занятия:
2
 
Консультации:
2
 
4 семестр
 
Раздел 3. Пакеты прикладных программ
 
Тема 3.1 Понятие и классификация пакетов прикладных программ
Лекция (урок):
2
 
Тема 2.3-3.1 Классификация программного обеспечения ПК. Программная конфигурация ПК. Операционные системы. Написание реферата
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 3.2 Текстовые процессоры
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.2 Деловой текстовый документ. Стили Оформления документов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Инструменты автоматизации форматирования
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Использование деловой графики для визуализации текстовой информации
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.2 Текстовые процессоры
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 3.3 Электронные таблицы
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.3 Расчеты средствами редактора ЭТ
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.3 Графическое представление числовых данных
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.3 Фильтрация данных. Условное форматирование
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.3 Электронные таблицы
Самостоятельная работа:
4
 
Тема 3.4 Системы управления базами данных СУБД
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.4 Основные объекты СУБД
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.4 Создание реляционной базы данных
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.4 Системы управления базами данных СУБД
Самостоятельная работа:
4
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
 
Консультации:
2
 
Тема 3.5 Графические редакторы
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.5 Основные инструменты графических редакторов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.5 Создание и преобразование графических изображений
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 3.5 Графические редакторы
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 3.6 Мультимедиа презентации
Лекция (урок):
2
 
Тема 3.6 Создание мультимедиа презентации
Лабораторные занятия:
2
 
Раздел 4. Сетевые технологии обработки информации
 
Тема 4.1 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей. Сетевое оборудование
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.1 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей. Сетевое оборудование. Написание реферата
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 4.2 Представление информации в глобальной сети Интернет. Информационный поиск в Интернете
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.2 Работа с информационно – поисковой системой
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.2 Представление информации в глобальной сети Интернет. Информационный поиск в Интернете
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 4.3 Сервисы глобальных сетей
Лекция (урок):
2
 
Тема 4.3 Настройка и работа с электронной почтой
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 4.3 Сервисы глобальных сетей
Самостоятельная работа:
1
 
Раздел 5. Информационная безопасность
 
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.1 Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 5.2 Технические и программные средства защиты информации
Лекция (урок):
2
 
Тема 5.2 Организация защиты документов электронного офиса. Применение средств антивирусной защиты
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 5.2 Технические и программные средства защиты информации
Самостоятельная работа:
2
 
Раздел 6. Автоматизированная обработка информации 
 
Тема 6.1 Автоматизированные системы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.1 Автоматизированное рабочее место
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 6.1 Автоматизированные системы. Подготовка устного сообщения для выступления на занятии
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 6.2 Сетевые офисные программы
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.2 Облачные технологии
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 6.2 Сетевые офисные программы
Самостоятельная работа:
1
 
Тема 6.3 Системы электронного документооборота
Лекция (урок):
2
 
Тема 6.3 Электронный документ и электронная копия. Цифровая подпись
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 6.3 Информационное обеспечение сопровождения бизнес – процессов
Лабораторные занятия:
2
 
Тема 6.3 Системы электронного документооборота
Самостоятельная работа:
1
 
Консультации:
2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.