2022-2023_26_02_03_51_21_1234-6217_osf_Коммерческая эксплуатация судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Коммерческая эксплуатация судна»
26.02.03 – Раздел 3.02 – 2021 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Коммерческая эксплуатация судна»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 3.02 – 2021 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Коммерческая эксплуатация судна»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2021 г.
Рабочая программа дисциплины «Коммерческая эксплуатация судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судоводительских дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Наседкина Е.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Коммерческая эксплуатация судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.1 Наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой  грузов, а также за обращением с ними во время рейса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Проверка и сообщение о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 3.1. Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Коммерческая эксплуатация судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Теория и устройство судна
 
- Математика
 
- Физика
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Навигация и лоция
 
- Учебная практика
 
- Физическая культура
 
- Экологические основы природопользования
 
- Электрооборудование судов
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Морская практика
 
- Организация судовых работ
 
- Охрана труда
 
- Погрузочно-разгрузочные работы
 
- Подготовка специалиста, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, в соответствии с пунктами 6 - 8 раздела AVI/6 Кодекса ПДНВ (пункт 4 Правила VI/6 Конвенции ПДНВ)
 
- Прикладная математика
 
- География морского судоходства
 
- Информатика
 
- История
 
- Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности
 
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
 
- Основы производственной деятельности на морских судах
 
- Основы судовождения
 
- Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ
 
- Работа с судовыми устройствами
 
- Электроника и электротехника
 
- Астрономия
 
- География
 
- Основы безопасности жизнедеятельности
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Навигация и лоция
 
- Основы финансовой грамотности
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Технические средства судовождения
 
- Учебная практика
 
- Физическая культура
 
- Электрооборудование судов
 
- Мореходная астрономия
 
- Основы философии
 
- Технология перевозки грузов водным транспортом
 
- Управление судном и безопасность мореплавания
 
- Навигационная гидрометеорология
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Основы морского права
 
- Подготовка оператора ограниченного района ГМССБ по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-IV/2 Кодекса ПДНВ (пункт 2.2 Правила IV/2 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка по использованию системы автоматической радиолокационной прокладки (Таблица А-II/1 Кодекса ПДНВ)
 
- Психология общения
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
26
26
Практические занятия
6
6
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекция (урок):

1. Роль транспорта и взаимосвязь внешнеторговых и транспортных операций

2. Основные направления и содержание коммерческой работы на флоте и портах

3. Основные нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность судов

2
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 1. Организационная структура и направления коммерческой деятельности на водном транспорте
Самостоятельная работа:

Изучить статьи Кодекса торгового мореплавания РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Виды международных коммерческих операций

2. Коммерческая сделка и ответственность сторон. Договор купли-продажи. Внешнеторговый контракт, его содержание и основные условия

3. Транспортные обязанности продавца и покупателя по договору купли-продажи. Базисные условия поставки, Инкотермс. Взаимосвязь внешнеторгового контракта с договором морской перевозки

4
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Базисные условия поставки

2
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 2. Внешнеторговые операции
Самостоятельная работа:

Изучить типовые условия внешнеторгового контракта: FAS, FOB, CIF, CFR (CAF)

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Формы организации международного морского судоходства (линейное, трамповое, торгово-промышленное)

2. Договор морской перевозки, ответственность перевозчика и грузовладельца. Основные формы договоров морской перевозки

3. Коносамент как договор морской перевозки, его основные функции, формы. Содержание коносамента

4
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Типовые проформы коносамента:

1. Рейсовый чартер. Основные проформы чартеров, структура, ответственность сторон за невыполнение условий чартера. Основные коммерческие условия чартеров

2. Сталийное время, демередж, диспач

2
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Практическое занятие:

Типовые чартеры. Структура и содержание чартера

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 3. Договор морской перевозки
Самостоятельная работа:

Особенности коммерческих условий специализированных чартеров

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Фрахтование судна. Виды фрахтования. Права, обязанности и ответственность фрахтователя и судовладельц

2. Фрахтование на условиях рейсового чартера

3. Фрахтование судна на условиях тайм-чартера. Сущность договора

4. Фрахтование на условиях димайз-чартера. Фрахтование на условиях бербоут-чартера

4
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 4. Фрахтование судов
Практическое занятие:

Типовая проформа тайм-чартера

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Лекция (урок):

1. Прием и сдача грузов в портах. Оформление грузовых документов

2. Цена транспортной продукции. Провозные платы. Фрахтовые ставки и линейные тарифы

3. Портовые сборы и навигационные  расходы в российских и иностранных портах

2
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 5. Коммерческие операции по перевозкам грузов. Специальные правила перевозки грузов
Самостоятельная работа:

Стивидорное обслуживание судна в порту

1
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 6. Таможенно-транспортные операции
Лекция (урок):

1. Таможенные органы и их функции. Таможенные формальности по грузам

2. Документы, предъявляемые таможне. Таможенные операции в отношении экипажа и пассажиров

2
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 7. Агентирование судов
Лекция (урок):

1. Понятие об агентировании судна. Обязанности сторон по договору агентирования

2. Основные функции судового агента. Условия и порядок оплаты услуг агентов

3. Дисбурсментские расходы. Дисбурсментский счет

4
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
Тема 8. Качество перевозки грузов
Лекция (урок):

1. Ответственность перевозчика за обеспечение качества транспортировки грузов. Сохранность и сроки доставки груза

2. Случаи несохранной перевозки. Виды коммерческого брака. Причины случаев несохранной перевозки грузов и их документальное оформление. Морской протест

3. Страхование рисков и ответственности морского перевозчика

4
К 2.1,К 2.2,ОК 02.,ОК 04.,ПК 3.1.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Коммерческая эксплуатация судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. А. М. Алёшкина, В. В. Скоробогатова Коммерческая эксплуатация судна [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - КГМТУ, 2021. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/261596  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Ю. Г. Брюханов, В. Ю. Зыкова, Ю. С. Боровская Грузоведение [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - СГУВТ, 2019. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147152 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.