2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_История
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
26.02.03 – БП.06 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – БП.06 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Слепченко О.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире

Уметь:

- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- об истории России и человечества в целом, об общем и особенном в мировом историческом процессе

Уметь:

- владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире

Уметь:

- вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Родная литература
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- История
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
78
34
44
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
 
Введение
Лекция (урок):

История как наука, её цели, задачи и значение для будущих специалистов морского флота.

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.1
Лекция (урок):

Древний Восток и античный мир

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
 
Тема 2.1
Лекция (урок):

Страны Западной Европы в раннее средневековье

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века
 
Тема 3.1 
Лекция (урок):

Происхождение славян. Начало Руси

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 
Лекция (урок):

Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси и зарождение феодальных отношений.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.3 
Лекция (урок):

Княжества в период политической раздробленности Руси

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.4 
Лекция (урок):

Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.5 
Лекция (урок):

Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.6 
Лекция (урок):

Правление Ивана Грозного. Опричнина: причины, сущность, последствия

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.7 
Лекция (урок):

Смутное время

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.8 
Лекция (урок):

Первые Романовы. «Бунташный век».

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.9 
Лекция (урок):

Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в XVII веке

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. Россия в XVIII веке
 
Тема 4.1 
Лекция (урок):

Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. Создание Российского флота и его первые успехи.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2
Лекция (урок):

Дворцовые перевороты (1725-1762гг) Проблема петровского наследства

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3
Лекция (урок):

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.4
Лекция (урок):

Павел 1

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XIX вв.
 
Тема 5.1
Лекция (урок):

Государство и общество стран Западной Европы в XVII – начале XIX века.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
2 семестр
 
Раздел 6. Россия в Х1Х веке
 
Тема 6.1
Лекция (урок):

Александр I: трагедия реформаторства

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.2
Лекция (урок):

Отечественная война 1812 года. Движение декабристов

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.3
Лекция (урок):

Россия при Николае I

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.4
Лекция (урок):

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.5
Лекция (урок):

Патриархальное правление Александра III

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 7. От Новой истории к Новейшей
 
Тема 7.1
Лекция (урок):

Николай II. Страна и люди в процессе модернизации. Героический подвиг Г.Я. Седова

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.2
Лекция (урок):

Русско-японская война. Начало первой русской революции

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.3
Лекция (урок):

«Думская монархия» в России. Столыпинская аграрная реформа.

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.4
Лекция (урок):

Россия в первой мировой войне

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.5
Лекция (урок):

Год 1917 – от февраля к Октябрю

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.6
Лекция (урок):

Гражданская война и интервенция. Укрепление советской власти

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.7
Лекция (урок):

Иллюзии и реальность «военного коммунизма»

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 8. Межвоенный период (1918-1939)
 
Тема 8.1
Лекция (урок):

Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. Образование СССР.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 8.2
Лекция (урок):

Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны. СССР на пороге войны.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 9. Вторая мировая война
 
Тема 9.1
Лекция (урок):

Начало второй мировой войны

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.2
Лекция (урок):

СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.3
Лекция (урок):

Блокада Ленинграда

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.4
Лекция (урок):

Сталинградская битва

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.5
Лекция (урок):

На крутом переломе войны. Курская битва

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.6
Лекция (урок):

Развитие партизанского движения. Борьба в тылу врага

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.7
Лекция (урок):

Освобождение Украины и Белоруссии. Битва за Берлин

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.8
Лекция (урок):

Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.9
Лекция (урок):

Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 10. СССР в 1945—1991 гг. Современный мир
 
Тема 10.1
Лекция (урок):

Страна в середине 40-х и 60-х гг.

2
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.2
Лекция (урок):

Варианты послесталинского развития. ХХ и ХХII съезды КПСС - исторические повороты в развитии государства и общества

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.3
Лекция (урок):

Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». Трансформация политического режима

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 10.4
Лекция (урок):

Перестройка и её предыстория. Нарастание внутриполитического кризиса и дезинтеграция СССР

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 11. Россия на рубеже ХХ–—XXI веков
 
Тема 11.1
Лекция (урок):

«Гласность» и «революция умов»

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 11.2
Лекция (урок):

Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России

1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
Итоговое занятие за 2 семестр.
Лекция (урок):
1
ОК 03.,ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. С.П.Карпачев История России:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2019. - 
 
2. Р.А.Крамаренко История России:Учебное пособие для СПО. - Юрай, 2021. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.