ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Информатика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- о различных видах представления, методах получения, хранения, обработки, передачи и защиты информации
Уметь:
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
- соблюдать требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения;
- понимать правовые основы использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет
- организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах
- реализовать этапы решения задач на компьютере, умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива
Иметь практический опыт:
- методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
Уметь:
- владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями "информация", "информационный процесс", "система", "компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система управления"; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
- понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
- наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет;
- понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
- читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера
- реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию); сортировку элементов массива;
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
- использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;
- организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
Роль информационной деятельности в современном обществе. Каналы передачи информации.
Информационная сфера
Сфера услуг
Лабораторная работа № 1. Образовательные информационные ресурсы.
Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Правовые нормы правового регулирования информации
Лабораторная работа № 2. Работа с программным обеспечением. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Понятие, цели и задачи электронного правительства
2. Основные этапы перевода государственных услуг в электронный вид
3. Основные приоритеты и направления формирования электронного правительства
Лабораторная работа № 3. Знакомство с порталом государственных услуг.
Понятие «информация». Свойства информации. Измерение информации. Подходы к измерению информации.
Единицы измерения информации
Представление информации в различных системах счисления.
Представление числовой информации с помощью систем счисления.
Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Простые информационные объекты Комплексные (структурированные) информационные объекты
Практическая работа № 5. Дискретное (цифровое) представление текстовой информации.
Практическая работа № 6. Дискретное (цифровое) представление графической, звуковой и видео – информации.
Информационные процессы. Информационные технологии. Технические и программные средства информационных технологий.
Принципы обработки информации компьютером. Логические основы работы ПК. Алгоритмы и способы их описания.
Классификация элементов и узлов компьютера
Практическая работа № 7. Программный принцип работы компьютера
Способы представления алгоритма Свойства алгоритма Типовые конструкции алгоритмов
Практическая работа № 8. Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Лабораторная работа № 4. Разработка несложного алгоритма решения задачи.
Принцип действия компьютеров Выполнение программ
Компьютерное моделирование: возможности, достижения, перспективы
Лабораторная работа № 5. Примеры компьютерных моделей различных процессов
Лабораторная работа № 6. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации.
Лабораторная работа № 7. Файловая система хранения, поиска и обработки информации на диске.
Лабораторная работа № 8. Создание архива данных. Атрибуты файла и его объем.
Лабораторная работа № 9. Извлечение данных из архива
Практическая работа № 9. Контрольная работа
Архитектура ПК. Основные характеристики компьютеров.
Практическая работа № 10. Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру в учебных целях.
Устройства вывода информации. Устройства ввода информации: Периферийные устройства
Программный принцип управления компьютером Виды программного обеспечения компьютеров Юридический статус ПО
Практическая работа № 11. Операционная система
Практическая работа № 12. Графический интерфейс
Локальная компьютерная сеть Сетевое оборудование
Необходимыме условиея работы сети Работа с сетевыми ресурсами
Практическая работа № 13. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Практическая работа № 14. Работа в локальной сети в общем дисковом пространстве.
Рабочее место. Правильная рабочая поза
Компьютерный вирус Признаки заражения компьютера вирусом Защита информации, антивирусная защита.
Практическая работа № 15. Защита информации, антивирусная защита
Практическая работа № 16. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Информационные системы. Автоматизация информационных процессов.
Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Лабораторная работа № 10. Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Лабораторная работа № 11. Технологии обработки текста. Использование шаблонов.
Лабораторная работа № 12. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
Лабораторная работа № 13. Гипертекстовое представление информации.
Графическая обработка статистических таблиц. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Лабораторная работа № 14. Использование различных возможностей электронных таблиц.
Лабораторная работа № 15. Средства графического представления статистических данных.
Понятие База данных. Классификация БД. Система управления базами данных (СУБД).
Лабораторная работа № 16. Организация баз данных.
Лабораторная работа № 17. Формирование запросов для работы с электронными каталогами.
Мультимедиа приложения Аппаратные средства мультимедиа технологии Программные средства мультимедиа технологии
Лабораторная работа № 18. Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций
Телекоммуникационные технологии Телекоммуникационная вычислительная сеть
Интернет-технологии Скорость передачи данных Способы подключения к Интернет
Лабораторная работа № 19. «Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-библиотекой.
Поисковые инструменты Информационно-поисковая система
Поиск информации Расширенный поиск. Организация специального поиска.
Лабораторная работа № 17. Поиск информации на государственных образовательных порталах.
Основные характеристики сетей
Беспроводные компьютерные сети
Практическая работа № 18. Единицы измерения скорости передачи данных
Практическая работа № 19. Проводная и беспроводная связь.
Лабораторная работа № 20. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров
Web – сайт Разработка сайта Поддержка и регулярные обновления (развитие) сайта
Коллективная деятельность в Интернет Электронная почта, чат, видеоконференция, видеоконференцсвязь, интернет-телефония.
Практическая работа № 20. Общие ресурсы сети интернет.
Системы управления Автоматизация процессов
Итоговое занятие. Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.