2022-2023_26_02_05_51_22_1234-6217_osf_Русский язык
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
26.02.05 – БП.01 – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – БП.01 – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»

Специальность
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Русский язык» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Шевцова Т.В.
должность, ФИО
 
Препод., Ётка Т.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Русский язык»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- изобразительно-выразительные возможности русского языка;

- систему стилей языка художественной литературы

Уметь:

- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Русский язык» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Родная литература
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 96 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
78
34
44
В том числе: 
Лекционные занятия
78
34
44
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
96
34
62
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
 
Введение. Язык как средство общения

Лекция (урок):

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Язык и культура. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессии СПО и специальностей СПО.

1
ОК 05.
 
Тема 1.1 Язык и речь

Лекция (урок):

1) Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты

2) Диагностический диктант

2
ОК 05.
 
Тема 1.2 Основные требования к речи

Лекция (урок):

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Требования к речи специалиста

1
ОК 05.
 
Тема 1.3 Функциональные стили речи и их особенности

Лекция (урок):

1) Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2) Практическое занятие: Оформление деловых бумаг: рапорта, объяснительной, резюме.

3) Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

4) Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

4
ОК 05.
 
Тема 1.4 Текст как произведение речи

Лекция (урок):

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Информационная переработка текста. Функционально-смысловые типы речи.

1
ОК 05.
 
Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
 
Тема 2.1 Фонетические единицы

Лекция (урок):

Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука. Интонационное богатство русской речи

1
ОК 05.
 
Тема 2.2 Орфоэпические нормы

Лекция (урок):

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Использование орфоэпического словаря

1
ОК 05.
 
Тема 2.3 Орфография

Лекция (урок):

1) Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

2) Употребление буквы ь и ъ

3) Правописание о – ё после шипящих и ц

4) Проверочный диктант

5) Правописание приставок на з – с

6) Правописание и – ы после приставок

8
ОК 05.
 
Раздел 3. Лексикология и фразеология
 
Тема 3.1 Слово в лексической системе языка. Русская лексика

Лекция (урок):

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Многозначность слова. Выразительные средства языка. Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления. Профессионализмы. Терминологическая лексика

1
ОК 05.
 
Тема 3.2 Активный и пассивный запас

Лекция (урок):

Активный и пассивный словарный запас. Особенности русского речевого этикета. Фольклорная лексика и фразеология

1
ОК 05.
 
Тема 3.3 Фразеологизмы

Лекция (урок):

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. Лексические и фразеологические словари

1
ОК 05.
 
Тема 3.4 Лексические нормы

Лекция (урок):

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление

1
ОК 05.
 
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
 
Тема 4.1 Орфография

Лекция (урок):

1) Правописание чередующихся гласных в корнях слов

2) Правописание приставок пре- / при-

3) Правописание сложных слов

5
ОК 05.
 
Тема 4.2 Понятие морфемы. Способы словообразования знаменательных частей речи

Лекция (урок):

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов

2
ОК 05.
 
Контрольная работа
Лекция (урок):
2
ОК 05.
 
Тема 4.3 Повторение и обобщение изученного

Лекция (урок):

Повторение и обобщение изученного в 1-ом семестре

2
ОК 05.
 
2 семестр
 
Раздел 5. Морфология и орфография
 
Повторение 
Лекция (урок):

Повторение и обобщение изученного в 1-ом семестре

1
ОК 05.
 
Тема 5.1 Имя существительное

Лекция (урок):

Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнамена-тельные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Ряд, число, падеж, склонение имён существительных. Правописание имён существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имён существительных в речи

2
ОК 05.
 
Тема 5.2 Имя прилагательное

Лекция (урок):

Лексико-грамматические разряды, степени сравнения имён прилагательных. Правописание имён прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи

2
ОК 05.
 
Тема 5.3 Имя числительное

Лекция (урок):

1) Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание, морфологический разбор. Употребление числительных в речи

2
ОК 05.
 
Тема 5.4 Глагол

Лекция (урок):

Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление форм глагола в речи

2
ОК 05.
 
Тема 5.5 Местоимение

Лекция (урок):

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание, морфологический разбор, употребление местоимений в речи.

1
ОК 05.
 
Проверочный диктант
Лекция (урок):
1
ОК 05.
 
Тема 5.6 Причастие как особая форма глагола

Лекция (урок):

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий, -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот

2
ОК 05.
 
Тема 5.7 Деепричастие как особая форма глагола

Лекция (урок):

1) Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Особенности построения предложения с деепричастиями

2
ОК 05.
 
Тема 5.8 Слова категории состояния

Лекция (урок):

Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния, их функции в речи

2
ОК 05.
 
Тема 5.9 Наречие

Лекция (урок):

Грамматические признаки, степени сравнения, правописание наречий. Употребление наречия в речи

1
ОК 05.
 
Тема 5.10 Предлог как часть речи

Лекция (урок):

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно и др.

2
ОК 05.
 
Тема 5.11 Союз как часть речи

Лекция (урок):

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Союзы как средство связи предложений в тексте

1
ОК 05.
 
Проверочный диктант
Лекция (урок):

1
ОК 05.
 
Тема 5.12 Частица как часть речи

Лекция (урок):

Частица как часть речи. Правописание частиц, частицы не и ни с разными частями речи. Употребление частиц в речи

1
ОК 05.
 
Тема 5.13 Междометия и звукоподражательные слова

Лекция (урок):

1) Междометия и звукоподражательные слова. Правописание. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи

2
ОК 05.
 
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
 
Тема 6.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание

Лекция (урок):

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний

1
ОК 05.
 
Тема 6.2 Простое предложение

Лекция (урок):

1) Виды предложений по цели высказывания. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

2) Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста

3) Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего и в форме сказуемого.

4
ОК 05.
 
Тема 6.3 Осложнённое простое предложение

Лекция (урок):

1) Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

2) Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

3) Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Использование вводных слов как средства связи предложения в тексте.

4) Знаки препинания при обращении.

5) Диктант.

5
ОК 05.
 
Тема 6.4 Сложное предложение

Лекция (урок):

1) Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в слож-носочинённом предложении. Употребление предложений в речи.

2) Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложно-подчинённых предложений в разных типах и стилях речи.

3) Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.

4) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

5) Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге

6) Повторение изученного. Подготовка к контрольному диктанту  

7) Контрольный диктант

7
ОК 05.
 
Тема 6.5 Обобщение и повторение изученного

Лекция (урок):

Подготовка к экзамену

2
ОК 05.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Русский язык» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева Русский язык:учебник для учреждений сред. проф. образования. - , 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Борисова Т.С., Заворина Т.И Русский язык. Фонетика. Морфология. Синтаксис [Электронный ресурс]:учебное пособие для СПО. - Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/96026.html 
 
2. А.В. Голубева, З.Н. Пономарева, Л.П. Стычишина Русский язык и культура речи. Практикум:учебное пособие для спо. - Юрай, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.