2022-2023_26_02_03_51_22_1234-6217_osf_Экологические основы природопользования
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
26.02.03 – ЕН.03. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – ЕН.03. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»

Специальность
26.02.03 Судовождение
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судоводитель 
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Е.И. Самохина
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Экологические основы природопользования»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основы судовых процедур защиты окружающей среды

Уметь:

- понимать, излагать и критически анализировать информацию в области экологии и природопользования

Иметь практический опыт:

К 1.2 Несение безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок действий при авариях;

- причины аварий на морском транспорте

Уметь:

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф

Иметь практический опыт:

К 1.5 Действия при авариях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- судовое оборудование для обработки мусора

Уметь:

- определять категории мусора образующегося в процессе эксплуатации судна

Иметь практический опыт:

К 3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- нормативные правовые акты по вопросам обеспечивания безопасности плавания и транспортной безопасности

Уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Иметь практический опыт:

К 3.6 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

- соблюдать нормы экологической безопасности

Иметь практический опыт:

К 6.10 Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные источники информации и ресурсы для решения задач по вопросам загрязнения окружающей среды

Уметь:

- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задач по предотвращению окружающей среды условий

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы и средства обработки, хранения и накопления информации о природных и природно-антропогенных объектах;

- основные этапы организации документооборота о природных и природно-антропогенных объектах

Уметь:

- выделять наиболее значимое в перечне экологической информации

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современную научную и профессиональную терминологию;

- возможные траектории профессионального развития и самообразования

Уметь:

- определять и выстраивать траектории профессионального развития и экологического самообразования

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы деятельности коллектива;

- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

Уметь:

- организовывать работу коллектива и команды;

- взаимодействовать с руководством, преподавателями

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- взаимосвязь организмов среды обитания, принципы рационального использования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

- условия, устойчивого состояния экосистем, организационные и правовые средства охраны окружающей среды

Уметь:

- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- сбор и хранение мусора на судне с последующей сдачей на берег иди сжиганием на судне

Уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

Иметь практический опыт:

ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Безопасность судоходства и охрана окружающей среды
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 26 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
22
22
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
4
4
Самостоятельная работа
4
4
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
26
26
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Состояние окружающей среды и природопользование
 
Лекция (урок):

Введение. Цели и задачи дисциплины Взаимодействие человека и природы.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.1 Введение. Цели и задачи дисциплины Взаимодействие человека и природы
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Глобальные проблемы экологии и человечества. Зеленая революция.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.2 Глобальные проблемы экологии и человечества. Зеленая революция
Самостоятельная работа:

Подготовка устного сообщения для выступления на занятии

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.3 Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности
Самостоятельная работа:

Подготовка устного сообщения для выступления на занятии

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Организация мониторинга окружающей среды

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.4 Организация мониторинга окружающей среды
Самостоятельная работа:

Подготовка презентации

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №1. Природные ресурсы и их классификация. Составление таблицы, природные ресурсы и их использование.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.5 Природные ресурсы и их классификация. Составление таблицы, природные ресурсы и их использование
Самостоятельная работа:

Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Практическое занятие:

Практическая работа №2. Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Изучение влияния основных загрязнителей биосферы на здоровье человека.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.6 Загрязнение биосферы. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Изучение влияния основных загрязнителей биосферы на здоровье человека
Самостоятельная работа:

Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам

0,5
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.7 Морские суда, как источник загрязнения окружающей среды. Последствия загрязнения с судов нефтью, вредными жидкими веществами, остатками грузов, сточными водами, мусором
Самостоятельная работа:Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам
0,25
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 1.8 Требования к конструкции и оборудованию судов для предотвращения загрязнения различными видами отходов. Аварийность морского транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

0,25
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности
 
Лекция (урок):

Международные договоренности по проблемам охраны природы, региональная международная конвенция по охране морской среды.

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 2.1 Правовые вопросы экологической безопасности
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

0,25
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Лекция (урок):

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду
Самостоятельная работа:

Подготовка доклада

0,25
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
Контрольная работа. Зачет
Лекция (урок):
2
К 1.2,К 1.5,К 3.1,К 3.6,К 6.10,ОК 01.,ОК 02.,ОК 03.,ОК 04.,ОК 07.,ПК 2.7.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Экологические основы природопользования» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. С.И. Колесников Экологические основы природопользования:учебник. - , 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Хван, Г.А. Экологические основы природопользования:учебник для спо. - Юрай, 2018. - 
 
2. Новиков, В. К. Предотвращения загрязнения окружающей среды при судоходстве:курс лекций. - , 2017. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.