ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Теория и устройство судна»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Понятие о судне.
2. Классификация судов по назначению, по району плавания, по конструкции корпуса судна.
3. Классификация судов по роду энергетической установки и движителей.
4. Классификация судов по архитектурно-конструктивным типам.
5. Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок
1. Назначение судна. Характер движения. Материал корпуса. Род главного двигателя.
2. Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность.
3. Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов.
4. Дельные вещи. Лацпорт. Аппарели. Ляды.
5. Конструкция отдельных узлов судна.
6. Новые материалы в судостроении
Конструкция корпуса судна
1. Назначение и оборудование судовых помещений.
2. Изоляция, зашивка и отделка судовых помещений.
3. Судовые мебель и фурнитура
Судовые помещения. Размещение и оборудование внутренних помещений на судне
1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству.
2. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.
3. Требования регистра, предъявляемые к якорному устройству. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ним. Освидетельствование и испытание якорного устройства.
4. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. Требования регистра, предъявляемые к швартовному устройству.
5. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.
6. Правила буксировки объектов буксирными судами и судами общего назначения (транспортными). Подготовка судна к буксировке.
7. Состав буксирного устройства на специализированных судах
Судовые устройства. Якорь, якорные характеристики. Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна
1. Виды шлюпбалок, принцип действия.
2. Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение.
3. Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание.
4. Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок.
5. Перспективы развития индивидуальных и коллективных спасательных средств
Судовые устройства. Расчет разрывного усилия и рабочей прочности канатов по приближен¬ным формулам. Выбор тросов по ГОСТам
1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.
2. Противопожарные системы.
3. Система пожарной сигнализации.
4. Правила эксплуатации судовых систем, требования регистра, предъявляемые к ним
Способы работы грузовыми стрелами
1. Теоретический чертёж судна.
2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.
3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.
4. Определение площадей шпангоутов и ватерлиний по теоретическому чертежу
Роль российских ученых в развитии теории непотопляемости судов Судовые документы по плавучести
1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.
2. Массовое и объемное водоизмещение судна, массовые характеристики.
3. Объемные характеристики. Изменение средней осадки судна после приема или снятия малого груза и при переходе судна из воды одной плотности в воду другой плотности.
4. Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марка
Влияние ширины судна и высоты надводного борта на диаграмму статической остойчивости. Характерные типы диаграмм
1. Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.
2. Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.
3. Три случая остойчивости. Изменение остойчивости при вертикальном перемещении груза, при расходовании малых по массе грузов. Влияние на остойчивость жидких, подвешенных, сыпучих, перекатывающихся грузов.
4. Требования Регистра судоходства к остойчивости морских судов. Нормы остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна.
5. Определение элементов остойчивости судна по формулам, используя судовую документацию
Судовая документация по непотопляемости судна
1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.
2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости
Понятие о кавитации и эрозии гребных винтов и меры уменьшения их интенсивности
1. Сопротивление воды движению судна. Воздушное сопротивление.
2. Буксировочная мощность. Пропульсивный коэффициент. Определение потребной мощности главных двигателей.
3. Схемы передач. Валопровод.
4. Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики. Общая характеристика работы винта за кормой судна.
5. Гребной винт: основные характеристики, конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага
Ходкость судна. Обмер гребного винта. Определение его геометрических характеристик
Принципы успокоения качки
1. Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.
2. Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.
3. Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.
4. Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку
1. Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.
2. Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.
3. Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.
4. Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку
Требования Правил Российского Морского и Речного Регистров судоходства к технической эксплуатации судов, к средствам сигнализации
1. Организация технического надзора за судами.
2. Требования Российского Регистра судоходства к техническому состоянию корпуса, систем и оборудования.
3. Требования международных документов к техническому состоянию судна его устройствам и системам
Общие сведения о характерных неисправностях строя судового оборудования, устройств и судовых систем и методах их устранения
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.