2022-2023_26_02_06_51_22_123-6217 (на базе 11 кл)_osf_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.06 – ОП.05. – 2022 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.02.06 – ОП.05. – 2022 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-электромеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 675)», учебного плана по специальности «26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ремез Г.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К3.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К3.2 Предотвращение пожаров и борьба с пожарами на судах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К3.3 Использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Общие принципы построения автоматики судов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Выполнение работ по профессии "Моторист (машинист)"
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Электрические аппараты
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
Учебные занятия с преподавателем, всего
66
66
В том числе: 
Лекционные занятия
52
52
Практические занятия
14
14
Самостоятельная работа
6
6
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Тема 1.1 Классификация судов. Типы судов
Лекция (урок):

1. Понятие о судне.

2. Классификация судов по назначению, по району плавания, по конструкции корпуса судна.

3. Классификация судов по роду энергетической установки и движителей.

4. Классификация судов по архитектурно-конструктивным типам.

5. Общее понятие о принципах работы  различных энергетических установок

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Назначение судна. Характер движения. Материал корпуса. Род главного двигателя.

2. Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность.

3. Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов.

4. Дельные вещи. Лацпорт. Аппарели. Ляды.

5. Конструкция отдельных узлов судна.

6. Новые материалы в судостроении

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.2 Понятие о прочности судна. Основные конструктивные элементы судна
Практическое занятие:

Конструкция корпуса судна

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Лекция (урок):

1. Назначение и оборудование судовых помещений.

2. Изоляция, зашивка и отделка судовых помещений.

3. Судовые мебель и фурнитура

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Практическое занятие:

Судовые помещения. Размещение и оборудование внутренних помещений на судне

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов  к рулевому устройству.

2. Якорное устройство и  его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.

3. Требования регистра, предъявляемые к якорному устройству. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ним. Освидетельствование и испытание якорного устройства.

4. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. Требования регистра, предъявляемые к швартовному устройству.

5. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.

6. Правила буксировки объектов буксирными судами и судами общего назначения (транспортными). Подготовка судна к буксировке.

7. Состав буксирного устройства на специализированных судах

10
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.4 Судовые устройства
Практическое занятие:

Судовые устройства. Якорь, якорные характеристики. Расчет якорных характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна

3
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Виды шлюпбалок, принцип действия.

2. Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение.

3. Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание.

4. Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок.

5. Перспективы развития индивидуальных и коллективных спасательных средств

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.5 Спасательное устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства
Практическое занятие:

Судовые устройства. Расчет разрывного усилия и рабочей прочности канатов по приближен¬ным формулам. Выбор тросов по ГОСТам

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.

2. Противопожарные системы.

3. Система пожарной сигнализации.

4. Правила эксплуатации судовых систем, требования регистра, предъявляемые к ним

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.6 Общесудовые системы
Самостоятельная работа:

Способы работы грузовыми стрелами

0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 1.7 Составные элементы судовых систем
Самостоятельная работа:
0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Раздел 2. Теория судна
 
Лекция (урок):

1. Теоретический чертёж судна.

2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.

3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.

4. Определение площадей шпангоутов и ватерлиний по теоретическому чертежу

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.1 Геометрия корпуса судна 
Самостоятельная работа:

Роль российских ученых в развитии теории непотопляемости судов Судовые документы по плавучести

0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.

2. Массовое и объемное водоизмещение судна, массовые характеристики.

3. Объемные характеристики. Изменение средней осадки судна после приема или снятия малого груза и при переходе судна из воды одной плотности в воду другой плотности.

4. Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марка

6
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.2 Плавучесть судна
Самостоятельная работа:

Влияние ширины судна и высоты надводного борта на диаграмму статической остойчивости. Характерные типы диаграмм

0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.

2. Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.

3. Три случая остойчивости. Изменение остойчивости при вертикальном перемещении груза, при расходовании малых по массе грузов. Влияние на остойчивость жидких, подвешенных, сыпучих, перекатывающихся грузов.

4. Требования Регистра судоходства к остойчивости морских судов. Нормы остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна.

5. Определение элементов остойчивости судна по формулам, используя судовую документацию

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.3 Остойчивость судна
Самостоятельная работа:

Судовая документация по непотопляемости судна

0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.

2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.4 Непотопляемость судна
Самостоятельная работа:

Понятие о кавитации и эрозии гребных винтов и меры уменьшения их интенсивности

0,5
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Сопротивление воды движению судна. Воздушное сопротивление.

2. Буксировочная мощность. Пропульсивный коэффициент. Определение потребной мощности главных двигателей.

3. Схемы передач. Валопровод.

4. Судовые движители. Гребной винт и его основные характеристики. Общая характеристика работы винта за кормой судна.

5. Гребной винт: основные характеристики, конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

Ходкость судна. Обмер гребного винта. Определение его геометрических характеристик

2
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.5 Ходкость судна и его движители
Самостоятельная работа:

Принципы успокоения качки

1
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.

2. Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.

3. Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.

4. Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Практическое занятие:

1. Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна.

2. Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др.

3. Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде.

4. Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку

3
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.6 Управляемость судна. Качка судна
Самостоятельная работа:

Требования Правил Российского Морского и Речного Регистров судоходства к технической эксплуатации судов, к средствам сигнализации

1
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Лекция (урок):

1. Организация технического надзора за судами.

2. Требования Российского Регистра судоходства к техническому состоянию корпуса, систем и оборудования.

3. Требования международных документов к техническому состоянию судна его устройствам и системам

4
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
Тема 2.7 Технадзор за судами
Самостоятельная работа:

Общие сведения о характерных неисправностях строя судового оборудования, устройств и судовых систем  и методах их устранения

1
К3.1,К3.2,К3.3,ОК 02.,ОК 03.,ОК 07.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.-Николаев Мореходные качества корабля: Ч.1 Основы теории Раздел 1. Статика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
2. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.- Николаев Мореходные качества корабля: Часть.1 Основы теории Раздел 2. Динамика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
3. В.Б.Жинкин Теория и устройство корабля:Учебник для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
3. А.Я.Король Мореходные качества судна. Разделы: «Непотопляемость, качка, сопротивление воды, движители и прочность судна»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
4. А.Б. Володин, Е.И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
.
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.