ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- приёмы структурирования информации
- форматы оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оформлять результаты поиска;
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.
Иметь практический опыт:
- возможные траекторий профессионального развития и самообразования;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
Уметь:
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.
Иметь практический опыт:
- правил оформления документов и построения устных сообщений.
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке.
Иметь практический опыт:
- основы государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- задачи и основные принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в этой области;
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны.
Уметь:
- различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера;
- предупреждать опасные явления и противодействовать им.
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- способы защиты населения от оружия массового поражения.
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
Иметь практический опыт:
часов
1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
4. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму
1. Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и характерные признаки их возникновения
2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
2. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
3. Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них
4. Средства индивидуальной защиты населения
5. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций
Практическое занятие № 1. Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования
Практическое занятие № 2. Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)
1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
5. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе
6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний
2. Возникновение, распространение и пути передачи инфекционных заболеваний
3. Иммунитет
4. Профилактика инфекционных заболеваний
1. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц
2. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника
3. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза
4. Первая помощь при травматическом шоке
5. Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел
6. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
7. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме
8. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута
9. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах
10. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
1. Здоровый образ жизни и его составляющие
2. Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни
3. Культура питания и здоровье
4. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
5. Правила личной гигиены и здоровье
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек
7. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
1. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
2. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
3. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
1. Основные понятия о воинской обязанности
2. Организация воинского учета и его предназначение Первоначальная постановка на воинский учёт
3. Обязанности граждан по воинскому учету
4. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
5. Пребывание в запасе и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни
3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России
4. Основные виды военно-профессиональной деятельности
5. Прохождение военной службы по призыву. Размещение, жизнь и быт военнослужащих
6. Прохождение военной службы по контракту
7. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды
8. Права и ответственность военнослужащих
9. Увольнение с военной службы
10. Взаимоотношения в воинском коллективе
11. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Суточный наряд. Общие положения
2. Обязанности очередного дневального по роте и дневального свободной смены
1. Организация караульной службы. Общие положения.
2. Часовой и его неприкосновенность
3. Обязанности часового
1. Строи и управление ими
2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Практическая работа № 3. Отработка строевых приемов на плацу
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
2. Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова
3. Приёмы и правила стрельбы из автомата
1. Современный бой
2. Обязанности военнослужащего в бою
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.