ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
 
26.02.03 – ОУД.04 – 2020 г.
 
 
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
 
26.02.03 – ОУД.04 – 2020 г.
 
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА
 
 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
 
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
«История»
 
шифр и полное наименование
 
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
 
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
 
	Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 441)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
	Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол №  от  г.
 
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
 
Получено положительное заключение 
 
 
Составитель(и) программы:
 
 
 
Специалист по УМР УМУ Института
 
 
 
 
Место хранения экземпляра
 
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
 
Облачное хранилище данных
 
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
 
Проверка / Изменение №___
 
Дата проверки / внесения изменения
 
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
 
Провел проверку / Учел изменение
 
 
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
 
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
 
Код и наименование компетенции
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
 
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
 
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
 
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
 
 
 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
 
 
 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 171 час.
 
 
 
Учебные занятия с преподавателем, всего
 
Консультации (групповые), всего
 
Промежуточная аттестация: 
 
Общая трудоемкость дисциплины
 
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
 
Наименование разделов и тем дисциплины
 
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
 
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
 
 
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
 
 
Лекция (урок):
История как наука, её цели, задачи и значение для будущих специалистов морского флота.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 1.1 Древний Восток и античный мир
 
Лекция (урок):
Древний Восток и античный мир
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 2. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
 
 
Лекция (урок):
Страны Западной Европы в раннее средневековье
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 2.1 Страны Западной Европы в раннее средневековье
 
Самостоятельная работа:
Устная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века
 
 
Тема 3.1 Происхождение славян. 
 
Лекция (урок):
Происхождение славян. Начало Руси
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.2 Зарождение древнерусского государства. 
 
Лекция (урок):
Зарождение древнерусского государства. Первые русские князья. Правление Святослава и Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Крещение Руси и зарождение феодальных отношений.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.3 Княжества в период политической раздробленности Руси
 
Лекция (урок):
Княжества в период политической раздробленности Руси
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.4 Татаро-монгольское нашествие на Русь. 
 
Лекция (урок):
Татаро-монгольское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
 
Лекция (урок):
Объединение Руси в единое государство. Дмитрий Донской и Иван III
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.5 Объединение Руси в единое государство. 
 
Самостоятельная работа:
Письменная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.6 Правление Ивана Грозного. 
 
Лекция (урок):
Правление Ивана Грозного. Опричнина: причины, сущность, последствия
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Смутное время
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Первые Романовы. «Бунташный век».
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.8 Первые Романовы. 
 
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 3.9 Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
 
Лекция (урок):
Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Внешняя политика России в XVII веке
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 4. Россия в XVIII веке
 
 
Тема 4.1 Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. 
 
Лекция (урок):
Пётр Великий и первая попытка модернизации страны. Создание Российского флота и его первые успехи.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 4.2 Дворцовые перевороты (1725-1762г.). Проблема петровского наследства
 
Лекция (урок):
Дворцовые перевороты (1725-1762гг) Проблема петровского наследства
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 4.3 «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
 
Лекция (урок):
«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XIX вв.
 
 
Тема 5.1 Государство и общество стран Западной Европы в XVII – начале XIX века
 
Лекция (урок):
Государство и общество стран Западной Европы в XVII – начале XIX века.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
 
Раздел 6. Россия в Х1Х веке
 
 
Лекция (урок):
Александр I: трагедия реформаторства
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Отечественная война 1812 года. Движение декабристов
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 6.2 Отечественная война 1812 года. 
 
Самостоятельная работа:
Письменная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
 
Тема 6.3 Россия при Николае I
 
Лекция (урок):
Россия при Николае I
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 6.4 Великие реформы Александра II. 
 
Самостоятельная работа:
Устная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 6.5 Патриархальное правление Александра III
 
Лекция (урок):
Патриархальное правление Александра III
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 7. От Новой истории к Новейшей
 
 
Лекция (урок):
Николай II. Страна и люди в процессе модернизации. Героический подвиг Г.Я. Седова
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Русско-японская война. Начало первой русской революции
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.2 Русско-японская война. 
 
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.3 «Думская монархия» в России. 
 
Лекция (урок):
«Думская монархия» в России. Столыпинская аграрная реформа.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.4 Россия в первой мировой войне
 
Лекция (урок):
Россия в первой мировой войне
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.5 Год 1917 – от февраля к Октябрю
 
Лекция (урок):
Год 1917 – от февраля к Октябрю
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Гражданская война и интервенция. Укрепление советской власти
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.6 Гражданская война и интервенция. 
 
Самостоятельная работа:
Письменная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 7.7 Иллюзии и реальность «военного коммунизма»
 
Лекция (урок):
Иллюзии и реальность «военного коммунизма»
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 8. Межвоенный период (1918-1939)
 
 
Тема 8.1 Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. 
 
Лекция (урок):
Новая экономическая политика (НЭП) и коллективизация сельского хозяйства. Образование СССР.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны. СССР на пороге войны.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 8.2 Первые советские «пятилетки» «Большой скачок» и индустриализация страны. 
 
Самостоятельная работа:
Устная работа 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 9. Вторая мировая война
 
 
Тема 9.1 Начало второй мировой войны
 
Лекция (урок):
Начало второй мировой войны
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Лекция (урок):
СССР в Великой Отечественной войне. Поражения и победы 1941-1942гг.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.2 СССР в Великой Отечественной войне. 
 
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.3 Блокада Ленинграда
 
Лекция (урок):
Блокада Ленинграда
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.4 Сталинградская битва
 
Лекция (урок):
Сталинградская битва
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.5 На крутом переломе войны. 
 
Лекция (урок):
На крутом переломе войны. Курская битва
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.6 Развитие партизанского движения. 
 
Лекция (урок):
Развитие партизанского движения. Борьба в тылу врага
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.7 Освобождение Украины и Белоруссии. 
 
Лекция (урок):
Освобождение Украины и Белоруссии. Битва за Берлин
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.8 Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)
 
Лекция (урок):
Вклад военных моряков в важнейшие битвы Великой Отечественной войны (Война на море)
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 9.9 Завершающий период второй мировой войны.
 
Лекция (урок):
Завершающий период второй мировой войны. Разгром милитаристской Японии.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 10. СССР в 1945—1991 гг. Современный мир
 
 
Тема 10.1 Страна в середине 40-х и 60-х гг.
 
Лекция (урок):
Страна в середине 40-х и 60-х гг.
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 10.2 Варианты послесталинского развития. 
 
Лекция (урок):
Варианты послесталинского развития. ХХ и ХХII съезды КПСС - исторические повороты в развитии государства и общества
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 10.3 Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». 
 
Лекция (урок):
Секреты двадцатилетней стабильности страны в эпоху «застоя». Трансформация политического режима
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 10.4 Перестройка и её предыстория. 
 
Лекция (урок):
Перестройка и её предыстория. Нарастание внутри-политического кризиса и дезинтеграция СССР
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Раздел 11. Россия на рубеже ХХ–—XXI веков
 
 
Тема 11.1 «Гласность» и «революция умов»
 
Лекция (урок):
«Гласность» и «революция умов»
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Тема 11.2 Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
 
Лекция (урок):
Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
 
Тема 11.2 Новые политические лидеры страны, их роль и место в создании новейшей истории России
 
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
Итоговое занятие за 2 семестр
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
 
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков.  История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - «Академия, 2018. - 
 
 
6.2 Дополнительная литература
 
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2020. - 
 
 
2. Карпачев С.П. История России:учеб. Пособие для СПО. - Юрайт, 2018. - 
 
 
3. Крамаренко Р.А. История России:учеб. пособие для СПО. - Юрайт, 2021. - 
 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
 
Наименование информационного ресурса
 
Ссылка на информационный ресурс
 
 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
 
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
 
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
 
Наименование информационной технологии /программного продукта
 
 
 
 
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
	Образовательные технологии	Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). 
	Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
	
	Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
	Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
	
	Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
	Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
	Практические занятия предполагают решение практических заданий.
	В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
	
	Рекомендации по организации самостоятельной работы
	Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
	Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
	При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.