ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.03 – ОУД.06 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
26.02.03 – ОУД.06 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы безопасности жизнедеятельности»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 441)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Общепрофессиональных дисциплин и физвоспитания, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Обществознание (включая экономику и право)
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Организация судовых работ
- Экологические основы природопользования
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 116 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Безопасность личности, общества и государства
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз
Лекция (урок):
1. Основные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства
2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
3. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны
4. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.1 Основы комплексной безопасности. Защита населения от внешних и внутренних угроз
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.2 Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Лекция (урок):
1. Общие понятия, классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и характерные признаки их возникновения
2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера. Современные средства поражения, их поражающие факторы
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.2 Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
2. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
3. Инженерная защита населения от ЧС. Виды защитных сооружений и правила поведения в них
4. Средства индивидуальной защиты населения
5. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.3 Задачи и основные мероприятия гражданской обороны и РСЧС по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времен
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
2. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера
4. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
5. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе
6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.4 Модели безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Лекция (урок):
1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний
2. Возникновение, распространение и пути передачи инфекционных заболеваний
3. Иммунитет
4. Профилактика инфекционных заболеваний
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.1 Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Практическое занятие:
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях, разрывах связок и мышц
2. Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника
3. Первая помощь при травмах груди, живота и области таза
4. Первая помощь при травматическом шоке
5. Первая помощь при попадании в полость носа, глотку, пищевод и верхние дыхательные пути инородных тел
6. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
7. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожении, электротравме
8. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута
9. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах
10. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.2 Общие правила оказания первой помощи
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.3 Здоровый образ жизни как средство обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности
Лекция (урок):
1. Здоровый образ жизни и его составляющие
2. Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни
3. Культура питания и здоровье
4. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека
5. Правила личной гигиены и здоровье
6. Вредные привычки и их влияние на здоровье Профилактика вредных привычек
7. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Раздел 3. Основы обороны государства воинской службы
Тема 3.1 Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации
Лекция (урок):
1. Назначение, функции и основные задачи Вооружённых Сил РФ и управление ими
2. Виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, их структура, предназначение и задачи. Военные округа и флоты
3. Другие войска, воинские формирования и органы, их состав и предназначение
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Основные понятия о воинской обязанности
2. Организация воинского учета и его предназначение Первоначальная постановка на воинский учёт
3. Обязанности граждан по воинскому учету
4. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
5. Пребывание в запасе и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.2 Воинская обязанность
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни
3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России
4. Основные виды военно-профессиональной деятельности
5. Прохождение военной службы по призыву. Размещение, жизнь и быт военнослужащих
6. Прохождение военной службы по контракту
7. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды
8. Права и ответственность военнослужащих
9. Увольнение с военной службы
10. Взаимоотношения в воинском коллективе
11. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.3 Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
Практическое занятие:
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.1 Основы безопасности военной службы
Лекция (урок):
1.Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.2 Общевоинские уставы
Лекция (урок):
1. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих
2. Назначение суточного наряда, его состав. Подчиненность и обязанности дневального по роте
3. Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и регламент служебного времени
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.3 Огневая подготовка
Лекция (урок):
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
2. Порядок неполной разборки сборки автомата Калашникова
3. Приёмы и правила стрельбы из автомата
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.7 Огневая подготовка
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.4 Радиационная, химическая и биологическая защита
Практическое занятие:
№3. Фильтрующие противогазы, их подбор и порядок использования.
№4. Порядок одевания и снятия общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1)
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Лекция (урок):
1. Строи и управление ими
2. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.5 Строевая подготовка
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Отработка строевых приемов на плацу
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.6 Военно-медицинская
подготовка
Практическое занятие:
№8. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечени-ях. Правила наложения повязок и кровоостанавливающего жгута. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.8 Тактическая подготовка
Лекция (урок):
1. Современный бой
2. Обязанности военнослужащего в бою
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко Основы безопасности жизнедеятельности:Учебник для СПО. - Издательский центр «Академия», 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. В.И. Каракеян, И.М. Никулина Безопасность жизнедеятельности :Учебник и практикум. - Юрайт, 2018. -
2. Приешкина А.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Обеспечение здорового образа жизни и основы медицинских знаний [Электронный ресурс]:. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92324.html
3. А.Н. Приешкина Основы безопасности жизнедеятельности. Государственная система обеспечения безопасности населения [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Профобразование, 2020. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92323.html
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.