ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Судомеханических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- обязанности, связанные с принятием вахты
- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты
- ведение машинного журнала и значение снимаемых показаний приборов
- обязанности, связанные с передачей вахты
Уметь:
- проводить процедуры безопасности и порядок действий при авариях; переход с дистанционного/автоматического на местное управление всеми системами
- принимать меры предосторожности, соблюдаемые во время несения вахты, и неотложные действия в случае пожара или аварии, особенно затрагивающих топливные и масляные системы
Иметь практический опыт:
- порядок несения вахты в машинном отделении
- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении
Уметь:
- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи
- различать сигналы, особенно при подаче сигнала о включении газовой системы пожаротушения
Иметь практический опыт:
- терминологию, применяемаю в машинном отделении, и названия механизмов и оборудования
- порядок несения вахты в машинном отделении
- технику безопасности, связаннаю с работой в машинном отделении
Уметь:
- организовывать действия, связанные с защитой окружающей среды
- использовать соответствующюю систему внутрисудовой связи
Иметь практический опыт:
- принцип работы и усройства судовых котлов и паровых систем снабжения судна
Уметь:
- безопасносно эксплуатировать судовую систему паровых котлов
Иметь практический опыт:
- обязанности в аварийной ситуации и аварийной сигнализации
- сигналы бедствия, подаваемых пиротехническими средствами; спутниковых АРБ и поисковоспасательных транспондеров
Уметь:
- избегать подачи ложных сигналов бедствия и действия, которые должны предприниматься при случайной подаче сигнала бедствия
Иметь практический опыт:
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;
- основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
- алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях
Уметь:
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;
- анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
- определять этапы решения задачи;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
Иметь практический опыт:
- номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;
- приёмы структурирования информации;
- формат оформления результатов поиска информации
Уметь:
- определять задачи для поиска информации;
- определять необходимые источники информации;
- планировать процесс поиска;
- структурировать получаемую информацию;
- выделять наиболее значимое в перечне информации;
- оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
Иметь практический опыт:
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;
- основы проектной деятельности
Уметь:
- организовывать работу коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- особенности социального и культурного контекста;
- правила оформления документов и построения устных сообщений
Уметь:
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллектив
Иметь практический опыт:
- правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
- основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
- пути обеспечения ресурсосбережения
Уметь:
- соблюдать нормы экологической безопасности;
- определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности
Иметь практический опыт:
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
- лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности
Уметь:
- понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности
Иметь практический опыт:
- методов технической дефектоскопии;
- характерных неисправностей вспомогательных механизмов и систем, судового электрооборудования и способов их устранения;
- инструмента, оборудования, оснастки и материалов для изготовления деталей и выполнения ремонтных работ;
- порядка разборки, настройки и сборки механизмов и оборудования
Уметь:
- производить визуально-оптическую оценку состояния деталей и их обмер;
- использовать материалы, инструмент и оборудование для выполнения ремонта и изготовления деталей;
- выполнять дефектацию и ремонт валопроводов, дейдвудных комплексов, узлов главных и вспомогательных судовых механизмов и двигателей;
производить техническое обслуживание корпусных конструкций и судовых устройств
Иметь практический опыт:
часов
1. Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года* (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - СОЛАС-74)
2. Государственный флаг. Флаги, геральдика Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа
3. Основы трудового законодательства. Устав о дисциплине работников морского транспорта.
4. Вахтенная служба машинного отделения. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста.
5. Организация обеспечения живучести судна. Судовые расписания. Аварийные партии. Расписание по тревогам
Основы производственной деятельности на морских судах
1. Производственный травматизм на морских судах
2. Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат производственной среды на судне
3. Правила безопасности труда на морских судах
4. Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота
5. Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта
6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне
Охрана труда
1. Техническое обслуживание дизелей при использовании по назначению: ежедневное техническое обслуживание, очередное плановое техническое обслуживание.
2. Техническое обслуживание при выводе дизеля из эксплуатации: указания по разборке и сборке дизеля, оценка технического состояния узлов и деталей дизелей
3. Техническое обслуживание фильтров и теплообменных аппаратов.
Выполнение судовых работ
1. Принципиальные схемы систем судовых ДВС: топливная, смазки, охлаждение, газораспределения, управления работой дизеля.
2. Действия моториста при приеме - сдачи вахты в машинном отделении.
3. Подготовка судовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после: кратковременной и продолжительной стоянок судна, ремонтных работ. Последовательность выполнения операций при пуске дизеля.
4. Обслуживание дизеля во время работы. Прогрев и достижения оптимальных параметров судовых ДВС.
5. Остановка двигателя. Обслуживание двигателя на стоянке. Техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы.
6. Принципиальные схемы валопровода: с прямой передачей, с реверс редуктором, с реверсивной муфтой, с электрической передачей.
7. Техническое обслуживание судовых вспомогательных котельных установок:
8. Принципиальные схемы общесудовых и специальных систем.
9. Принципиальные схемы судовых устройств: якорно-швартовного, рулевого, шлюпочного.
10. Основные неподвижные детали СДВС
Основные подвижные детали СДВС
Энергетические показатели работы дизелей
Экономические показатели работы дизелей
Теплообменные аппараты Фильтры
Системы обработки сточных вод, систем обезвреживания твердых отходов и система очистки нефтесодержащих вод
Несение вахты в машинном (котельном)отделении
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.