ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.03 – ОУД.10 – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
26.02.03 – ОУД.10 – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обществознание (включая экономику и право)»
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 441)», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Квалификационный экзамен
- Квалификационный экзамен
- Квалификационный экзамен
- Квалификационный экзамен
- Квалификационный экзамен
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 173 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Лекция (урок):
1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
2.Двойственная природа человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Потребности, способности и интересы.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.2 Духовная культура личности и общества
Лекция (урок):
1.Духовная культура личности и общества
2.Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества. Типы культур. Молодежные субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.2 Формирование российского общества
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.3 Наука и образование в современном мире
Лекция (урок):
1.Наука и образование в современном мире
2.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Лекция (урок):
1.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
2.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Рели-гия. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Искусство. Виды искусств. Роль морали, религии и искусства в жизни людей.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
Тема 2.1 Общество как сложная динамическая система
Лекция (урок):
1.Общество как сложная динамическая система
2.Общество как сложная динамическая система. Основ-ные институты общества, их функции. Многовариа-тивность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.1 Духовный мир современной молодёжи в РФ
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.2 Особенности современного мира. Процессы глобализации. Глобальные проблем
Лекция (урок):
1.Особенности современного мира. Процессы глобали-зации. Глобальные проблемы человечества.
2.Особенности современного мира. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза человечеству. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 2.2 Глобальные проблемы современности
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Лекция (урок):
1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы
2.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Факторы производства. Типы экономических систем.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.1 Этапы развития экономической науки
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Лекция (урок):
1.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
2.Спрос и предложение. Их факторы. Издержки, выручка, прибыль. Роль фирм в экономике. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Деньги. Банковская система и Роль центрального банка. Инфляция, её виды, причины возникновения. Налоги. Функции государства в экономике.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.2 Развитие государственного сектора в экономике
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.3 Рынок труда и безработица
Лекция (урок):
1.Рынок труда и безработица
2.Спрос на труд и его факторы. Предложения труда.роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, причины и последствия. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России
Лекция (урок):
1.Основные проблемы экономики России.
2.Особенности современной экономики России. Экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. Россия в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Итоговая контрольная работа
Раздел 4. Социальные отношения
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация
Лекция (урок):
1.Социальная роль и стратификация
2.Социальные отношения. Социальная стратификация.Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальный статус и престиж.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты
Лекция (урок):
1.Социальные нормы и конфликты
2.Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальный конфликт. Причины возникновения и пути разрешения социальных конфликтов.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.2 Конфликтология Р. Дарендорфа
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы
Лекция (урок):
1.Важнейшие социальные общности и группы
2.Особенности социальной стратификации в современной России. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в России. Этнические общности. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Семейное право и семейные правоотношения. Права и обязанности супругов. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Лекция (урок):
1.Политика и власть. Государство в политической системе
2.Понятие власти. Политика как общественное явление. Политическая система. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Функции государства. Типология политических режимов. Условия формирования демократических институтов и традиций.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.1 Происхождение властных отношений в РФ
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.2 Участники политического процесса
Лекция (урок):
1.Участники политического процесса
2.Личность и государство. Политический статус личности. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Гражданское общество и государство. Политические партии и движения, их классификация.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.2 Международные политические организации
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.3 Элита и политическое лидерство
Лекция (урок):
1.Элита и политическое лидерство
2.Понятие политической элиты. Политическая элита, особенности её формирования в современной России.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.4 Избирательный процесс
Лекция (урок):
1.Избирательный процесс
2.Понятие и сущность избирательного права. Особенности избирательной компании Российской Федерации.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 5.4 Теория элит Г. Моска. Периодизация политической элиты
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений
Лекция (урок):
1.Правовое регулирование общественных отношений
2.Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права. Формы права. Действие нормативных актов.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.1 Право как регулятор человеческих отношений
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.2 Основы конституционного права РФ
Лекция (урок):
Основы конституционного права РФ
Конституционное право как отрасль российского права. Виды власти. Понятие гражданства. Судебная система Российской Федерации. Обязанность защиты Отечества.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.2 Этапы становления конституционного строя в России
Самостоятельная работа:
Письменная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.3 Отрасли российского права
Лекция (урок):
1.Отрасли российского права
2.Гражданское право и гражданские правоотношения.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.3 Влияние отраслей права на общественную жизнь
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.4 Правосознание и правотворчество: понятие, структура, роль в жизни общества
Лекция (урок):
1.Правосознание и правотворчество: понятие, структура, роль в жизни общества
2.Роль правосознания в повседневной жизни индивида. Определение правотворчества, его цель и способы реализации.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.5 Международное право
Лекция (урок):
1.Международное право
2.Права человека. Международные нормативные акты по правам человека. Конвенция ООН о правах человека.
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Тема 6.5 Предпосылки образования международного права
Самостоятельная работа:
Устная работа
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
Раздел 7. Социальная сфера и духовная жизнь общества
ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. А.М. Волков, Е.А. Лютягина Обществознание. Основы государства и права:учебник для спо. - Юрайт, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. Конституция РФ:. - , . -
2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. Обществознание: 10 класс (базовый уровень):. - Просвещение, 2019. -
3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. Обществознание: 11 класс (базовый уровень):. - Просвещение, 2019. -
6.2 Дополнительная литература
2. Двигалева А.А. Обществознание:. - Санкт-Петербург, 2014. -
3. Касьянов, В.В. Обществознание:учебник. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.