ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Психология общения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1)Определение психологии общения
2) Сущность общения, состоящая из нескольких процессов
3)Предмет, задачи психологии общения
4)Структура общения с точки зрения нескольких авторов
5)Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
6)Междисциплинарный подход к общению
Сущность, цели, структура и уровни общения
1) Определение понятия функция
2) Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная
3) Функции общения по Панфёрову
Письменная работа
1) Трансактная модель общения
2) Теория трансактного анализа Э.Бёрна
3) Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок
4) Построение схем общения с точки зрения этих позиций
5) Взаимосвязь жизненного сценария и общения
6) Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария
7) Основные понятия: стороны общения, их проявление в единстве
8) Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная
9) Понятие модели общения: репрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт
Устная работа
1) Понятие вербальных и невербальных средств общения
2) Раскрытие сущности вербального и невербального общения
3) Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза
1) Особенности мимики
2) Особенности движений
3) Особенности жестов
4) Значение поз
5) Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз
1) Визуальные средства общения
2) Акустические средства общения
3)Тактильно-кинестетические средства и общения
4) Ольфакторные средства общения
5) Виды акустических средств
Устная работа
1) Речь, язык, виды речи
2) Отличие речи, языка и общения
3) Эволюционное возникновение речи
4) Функции речи
5) Основные теории развития речи: теория научения, пререформистская, релятивистская, конструктивистская
1) Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна
2) Взаимосвязь деятельности и общения
3) Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами
1) Стратегия и тактика в общении
2) Виды стратегического общения: открытое и закрытое; монологическое и диалогическое; ролевое и личностное
3) Виды тактик общения: формальная, неформальная, примитивная, деловая, духовная, межличностная, манипулятивная, светская
1) Вербальное и невербальное общение
2) Межличностное, межперсонное, ролевое общение
3) Конфликтное, личностное, деловое общение
4) Прямое и опосредованное общение
5) Законное и незаконное общение
6) Кратковременное и длительное общение
1) Типы ролей в общении
2) Ожидания ролей от партнёра по общению
1) Понятие коммуникации
2) Элементы коммуникации: субъект, объект, само сообщение, средства пересылки сообщения, канал связи, результат
3) Отличие понятий: коммуникация и общение
4) Схема коммуникаций
5) Теории коммуникаций
6) Коммуникативная компетентность
1) Виды коммуникативных ролей
2) Понятие манипуляции
3) Манипуляции в общении
4) Манипуляция как метод воздействия на людей
Коммуникационные роли и манипуляции
1) Ошибки, которые возникают в процессе коммуникаций
2) Группы ошибок в коммуникациях
3) Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение
1) Процесс слушания
2) Определение понятия слушание
3) Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое
4) Проблема понимания
1) Виды техник слушания
2) Активное слушание
3) Приёмы общения
4) Техники общения
1) Понятие делового общения
2) Деловая беседа: особенности, правила, принципы
3) Функции деловой беседы
4) Структура деловой беседы
5) Стратегические принципы делового общения
Письменная работа
1) Деловые беседы
2) Деловые переговоры
3) Деловые совещания
4) Деловые дискуссии
Устная работа
1) Этикет и культура поведения, общения делового человека
2) Культура общения по телефону
3) Основные заповеди и принципы делового этикета
1) Понятие суггестия (внушаемости)
2) Свойства личности, поддающейся внушению
3) Особенности внушения
4) Сила слова (суггестивность слова)
5) Отличие гипноза и суггестивности
Повторение изученного материала
1) Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности
2) Структура и участники конфликта
3) Мотивы сторон в конфликте
1) Причины конфликтов
2) Виды конфликтов и способы их разрешения
3) Особенности эмоционального реагирования в конфликтах
4) Последствия конфликтов
5) Различные виды приёмов саморегуляции и рефлексии
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.