ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
26.02.03 – ЕН.02. – 2020 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
26.02.03 – ЕН.02. – 2020 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
шифр и полное наименование
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Информатика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № )», учебного плана по специальности «26.02.03 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Математических и естественнонаучных дисциплин, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
Место хранения экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
Облачное хранилище данных
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Информатика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.1 Планирование и осуществление перехода и определение местоположения
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.3 Использование радиолокатора и САРП для обеспечения безопасности плавания
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 1.4 Использование ЭКНИС для обеспечения безопасности плавания
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 5.1 Передача и прием информации, используя подсистемы и оборудования ГМССБ, а также выполнение функциональных требований ГМССБ
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 6 Работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ОК 10 Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 1.3 Эксплуатировать судовые энергетические установки.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 3.1 Планировать и обеспечивать безопасную погрузку, размещение, крепление груза и уход за ним в течение рейса и выгрузки.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 4.2 Находить оптимальные варианты планирования рейса судна, технико-экономических характеристик эксплуатации судна.
Знать:
Уметь:
Иметь практический опыт:
ПК 4.3 Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с эксплуатацией судна.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в базовую часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1 семестре.
Дисциплина «Информатика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Работа с судовыми устройствами
- Технические средства судовождения
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 78 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Роль информационной деятельности судоводителя
Лекция (урок):
Роль информационной деятельности судоводителя.
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 1.1 Автоматизированное рабочее место
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №1. «Автоматизированное рабочее место
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Лекция (урок):
Технические и программные средства защиты информации.
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 1.2 Технические и программные средства защиты информации
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 1.2 Работа с антивирусным ПО
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 2. «Работа с антивирусным ПО»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Раздел 2. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 2.1 Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК
Лекция (урок):
Архитектура современных ПК. Классификация программного обеспечения ПК.
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 2.1 Основные компоненты ПК. Способы их подключения
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №3. «Основные компоненты ПК. Способы их подключения»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 2.1 Работа со служебными приложениями. Архивация
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа №4. «Работа со служебными приложениями. Архивация»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Лекция (урок):
Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей.
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 2.2 Компьютерные сети. Виды вычислительных сетей
Самостоятельная работа:
Устная работа
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 2.3 Представление информации в глобальной сети Интернет. Компьютерные телекоммуникации
Лекция (урок):
Представление информации в глобальной сети Интернет. Компьютерные телекоммуникации
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 2.3 Поиск информации о судовождении в сети Internet
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 5. «Поиск информации о судовождении в сети Internet»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Раздел 3. Автоматизированная обработка информации
Лекция (урок):
Автоматизированная обработка информации
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 3.1 Автоматизированная обработка информации
Самостоятельная работа:
Письменная работа
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 3.1 Стандарты оформления документов. Нормоконтроль. Создание судовых документов в текстовом редакторе
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 6. «Стандарты оформления документов. Нормоконтроль». «Создание судовых документов в текстовом редакторе»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 3.1 Штурманские расчеты средствами редактора ЭТ. Расчет разности широт и разности долгот. Построение диаграммы статической остойчивости
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 7. Штурманские расчеты средствами редактора ЭТ. Расчет разности широт и разности долгот. Построение диаграммы статической остойчивости
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 3.1 Внедрение электронных таблиц в документы других приложений
Лабораторные занятия:
Лабораторная работа № 8. «Внедрение электронных таблиц в документы других приложений»
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Раздел 4. Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации
Лекция (урок):
Информационные системы. Составляющие ИС.
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Тема 4.1 Информационные системы. Составляющие ИС
Самостоятельная работа:
Повторение изученного материала
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
Контрольная работа. Зачет
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
К 1.1,К 1.3,К 1.4,К 5.1,ОК 1,ОК 2,ОК 3,ОК 4,ОК 5,ОК 6,ОК 7,ОК 8,ОК 9,ОК 10,ПК 1.3,ПК 3.1,ПК 4.2,ПК 4.3
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Информатика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
6.2 Дополнительная литература
1. Зимин В.П Информатика.Лабораторный практикум:Учебное пособие для СПО. - Юрайт, 2018. -
1. М.В. Гаврилов, В.А. Климов Информатика и информационные технологии:Учебник для СПО. - Юрайт, 2018. -
2. Журавлева, Т. Ю. Информационные технологии:учебное пособие. - , 2018. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.